Исследование городской среды Ростова-на-Дону (2019–2024)
Ростов-на-Дону сталкивается с неравномерной плотностью застройки, активным ростом многоэтажного строительства и острым дефицитом парковочных мест. Проблемы с состоянием детских площадок также остаются актуальными, хотя наблюдается улучшение благодаря программам благоустройства. Ожидается дальнейшее развитие инфраструктуры и обновление площадок до 2027 года.

1. Плотность застройки по районам (2019–2024)
Ростов-на-Дону – город с неравномерной плотностью застройки по районам. Самый населенный район – Ворошиловский с более 218 тыс. жителей (на 2023 г.) , за ним следуют Советский (~199 тыс.) и Первомайский (>187 тыс.) . Меньше всего население в центральных исторических районах – Кировском (~60 тыс.) и Ленинском (~79 тыс.) . На карте ниже показано распределение населения по районам Ростова-на-Дону:

Однако плотность застройки зависит не только от численности, но и от площади района. Ворошиловский район (площадь ~28,7 км²) имеет самую высокую плотность населения – около 7,8 тыс. чел/км² благодаря крупным жилым массивам (например, Северный). Компактный Ленинский район (13,2 км²) с исторической застройкой также плотный – ~6 тыс. чел/км².
Первомайский (~47,6 км²) и Октябрьский (~44,2 км²) – спальные районы советской планировки – имеют среднюю плотность ~3,8–4 тыс. чел/км². Более просторные окраинные районы – Пролетарский (~35,9 км²) и Советский (~87,8 км²) – менее плотны (около 3,4 тыс. и 2,2 тыс. чел/км² соответственно). Самый разреженный – Железнодорожный район (69 км², лишь ~1,6 тыс. чел/км²) с обширными незастроенными территориями и промышленными зонами.

Динамика застройки (2019–2024): За последние 5 лет в Ростове сохраняется активный рост многоэтажного жилищного строительства, особенно на окраинах. Только в 2024 году в городе введено свыше 18 тысяч новых квартир общей площадью ~1,06 млн м² . Лидируют по вводу жилья Пролетарский район (~293,8 тыс. м²) и Первомайский район (~186,2 тыс. м²) . Это связано с масштабными проектами: в Пролетарском началось освоение территории старого аэропорта («Новый Ростов») – комплексная застройка тысячами квартир , а в Первомайском активно достраиваются жилые комплексы вдоль пр. Шолохова и в микрорайоне Сельмаш. Высотные новостройки доминируют: в 2024 г. предприятия-застройщики сдали 17,3 тыс. благоустроенных квартир (817 тыс. м²) только в многоквартирных домах , что подтверждает тенденцию уплотнения застройки вверх.

Наиболее плотно застроенные зоны: Исторический центр города (главным образом Кировский и Ленинский р-ны) уже давно освоен – здесь преобладают дореволюционные и советские дома 2–9 этажей. В последние годы в центре идет точечная уплотнительная застройка: во дворах и на месте снесенных зданий появляются современные жилые комплексы. Это повышает плотность и нагрузку на инфраструктуру, хотя часто встречает сопротивление жителей и градозащитников . Еще одна сверхплотная зона – массив Северный в Ворошиловском районе: крупный жилой район 1970–80х гг. со множеством 9–16-этажек. За последние годы Северный получил новые высотки на ул. Орбитальной, Комарова и др., еще больше уплотнив застройку.
Параллельно Ростов растет «вширь» за счет окраин. В Советском районе на западе города продолжалось строительство микрорайона Левенцовский – десятки 19–25-этажных домов на месте бывших полей. Это один из крупнейших проектов 2010-х, и хотя его общая плотность по району невысока, локально Левенцовка представляет кластер высотной застройки. В Октябрьском районе на севере с 2012 года возводят гигантский жилой район Суворовский, рассчитанный на десятки тысяч жителей. Население Суворовского достигло ≈70 тыс. человек к началу 2022 года – для сравнения, это больше, чем в целом ряде старых районов города. Освоение Суворовского продолжалось весь рассматриваемый период, заполняя бывшие пустыри многоэтажками.

Редевелопмент и новые проекты: К 2024 году в городе наметился переход от точечной застройки к освоению крупных участков. Главный пример – левый берег Дона: территория поймы долго пустовала, но сейчас готовится к массовой жилой застройке. В 2024 г. власти дали «зеленый свет» проекту столичного девелопера на левом берегу у Гребного канала . Планируется возвести новый район с жильем комфорт-класса, при этом обещано обилие зелени (75 га) и плотность застройки лишь 50% от максимально допустимой . Однако эксперты предупреждают о рисках: стройка в пойме может нарушить грунтовые воды и усугубить подтопления. Тем не менее, левобережный проект – часть Генплана города до 2035 г., нацеленная снизить перегруженность правобережного центра.

Другой мегапроект – реконструкция промзон. В Пролетарском районе начато комплексное развитие территории завода “Ростсельмаш” и прилегающих площадок . В перспективе там появятся жилые кварталы и общественные пространства вместо индустриальных пустырей. Похожим образом, старые промзоны вдоль реки Темерник и железной дороги в Железнодорожном районе рассматриваются под жилую и общественно-деловую застройку (эти планы находятся на стадии обсуждения).

Тенденции 2025–2027: Ожидается дальнейший рост высотной застройки на окраинах и уплотнение в центре. В 2025–2026 гг. продолжится активная застройка «Нового Ростова» (старый аэропорт) – тысячами квартир . Это сделает Пролетарский район одним из лидеров по вводу жилья. Также, вероятно, завершится формирование последних очередей микрорайонов Суворовский и Левенцовский. К 2027 году они практически полностью заполнят отведенные под них территории, превратив Октябрьский и Советский районы в новые центры притяжения населения. Одновременно, чтобы снизить дисбаланс, город стимулирует проекты на левом берегу и в западных пригородах. Если заявленные планы реализуются, Ростов освоит новые территории, несколько разгрузив центр. Но плотность застройки в исторических районах останется высокой – новых больших площадок там нет, поэтому любые проекты идут в формате точечной застройки или надстройки, что к 2027 г. лишь усилит градостроительную насыщенность центральных кварталов.

2. Нехватка парковочных мест
Проблема дефицита парковок в Ростове-на-Дону стоит очень остро практически во всех районах – от центра до новых спальных массивов. Автомобилизация населения за последние годы выросла, а инфраструктура не успевает: дворы жилых домов и уличные парковки переполнены. По вечерам и ночам во многих кварталах “ни пройти, ни проехать” – машины занимают каждый свободный метр . Жители зачастую вынуждены ставить автомобили вторым и третьим рядом во дворах, блокируя проезд спецтранспорта.

Наиболее острый дефицит парковочных мест – в центральной части Ростова. Узкие исторические улицы (Большая Садовая, Пушкинская, Буденновский проспект и др.) проектировались еще для гужевого и скромного автотранспорта XX века. Сегодня же спрос многократно превышает предложение: водители сообщают, что в центре можно потратить более часа на поиск свободного места . Прилегающие к деловому центру районы (Кировский, Ленинский) также страдают – дворы старых домов забиты машинами местных жителей, а приезжающие по делам паркуются на тротуарах и газонах. В итоге в центре города хронические пробки и хаотичная парковка, что негативно сказывается на городской среде.

Однако не только центр испытывает проблемы. В крупных спальных районах советской застройки – таких как Северный (Ворошиловский р-н), Западный (Советский р-н) и Сельмаш/Темерник (Первомайский р-н) – парковки тоже перегружены. Например, жители массива Северный массово жалуются на состояние дворовых стоянок: по адресу ул. Королёва, 3/3 и др. дворы, детские площадки превращены в импровизированные парковки с разрушенным покрытием . На ул. Борко 6/2 деревянные элементы ограждений сгнили и отвалились из-за постоянного наезда машин. Аналогичные жалобы поступают из Александровки (Пролетарский р-н) и других старых жилмассивов – автомобили стоят на тротуарах, газонах, детских площадках, т.к. обустроенных мест не хватает.

Особый парадокс – новые микрорайоны. Казалось бы, современные проекты должны предусматривать достаточное число паркингов, но на практике и там возник дефицит. В Левенцовке (Советский р-н) жители 5–6-го микрорайонов жалуются, что не могут найти место для авто: даже платные стоянки за 5–6 тыс. руб/мес переполнены . Машины вынужденно оставляют вдоль проездов; нередки случаи, когда во дворе выстраиваются две-три линии автомобилей . В результате проезд «Скорой» или пожарных становится затруднен – реальная угроза безопасности. В Суворовском (Октябрьский р-н) ситуация похожая: хотя при строительстве предусмотрены дворовые парковки, стремительный рост числа жителей (~70 тыс. к 2022 г.) привел к тому, что многие ставят машины на тротуарах и пустырях. В 2024 г. жители Суворовского даже жаловались на разбитую детскую площадку на Измайловском бульваре, превратившуюся в грязную стоянку – резиновое покрытие разорвано и завалено, а единственная горка торчит среди колеи от колес.

Инициативы администрации: Городские власти осознают проблему и предпринимают несколько шагов. В центре Ростова с 2021 года введена система платного парковочного пространства: сейчас платные парковки действуют в квадрате улиц Береговая – Текучёва – Театральный – Доломановский (охватывая деловой центр) . Тариф составляет 35 руб/час, штраф за неоплату – 1500 руб . К 2024 году планируется дифференцировать тарифы, сделав их выше в наиболее загруженных зонах . Ввод платной парковки призван снизить хаотичную стоянку в центре и стимулировать пользование общественным транспортом. Пока эффект ограничен: загрузка улиц остается высокой, хотя бюджет получил в 2024 г. >8 млн руб от оплаты парковок и штрафов.
Администрация также поддерживает строительство многоуровневых паркингов. В 2023–24 гг. началось возведение нескольких крупных парковочных комплексов: например, четырехэтажный паркинг на 300 мест в Суворовском (на бульв. Измайловском) должен открыться к июню 2024 . Его строительство стартовало в июле 2022 и предусматривает 3 уровня для машин и этаж сервисных служб . В Левенцовке компания “TEN девелопмент” строит парковку на 250 машиномест (площадь 8,4 тыс. м²) – сдача планируется в конце 2024 . На первом этаже этого паркинга откроют автомойку и магазины, чтобы повысить рентабельность . Также обсуждается проект нового многоуровневого паркинга в центре (район парка Горького) – эту идею поддержал сити-менеджер Ростова, рассматриваются варианты инвесторов . Хотя ранее на месте обещанной городской парковки у парка появился частный офис, в 2023 г. вновь поднят вопрос о строительстве публичного паркинга в центре.

Важно, что строители новых ЖК теперь обязаны создавать парковки согласно нормативам. Однако на практике застройщики зачастую ограничиваются плоскостными парковками вокруг домов. Как отмечают эксперты, подземные и многоэтажные паркинги девелоперы строят неохотно – слишком высоки затраты и долгий срок окупаемости . В новых районах квартиры продаются постепенно, и платные машиноместа сразу разбирают немногие – остальные могут пустовать годами . Поэтому девелоперы предпочитают обустраивать простые наземные стоянки (асфальтированные площадки) , хотя они занимают дворовое пространство и быстро переполняются. Город пытается ужесточить контроль: при приемке дворов в 2022–23 гг. требовали соблюдения норм по числу парковочных мест, иначе не выдавались заключения о соответствии. Тем не менее, дефицит парковок остается хроническим.

Данные социальных сетей и жалобы: В городских сообществах регулярно появляются посты с фотографиями хаотично припаркованных автомобилей. На порталах 2ГИС и Яндекс.Карты районы Центр, Северный, Западный отмечены пользователями как “сложные для парковки”. На Pikabu и в пабликах «Ростов главный» можно найти истории, как жильцы конфликтуют из-за мест во дворе, устанавливают самодельные блокираторы, рисуют номера на асфальте. Особый резонанс вызвал случай 2021 г., когда строители вместо обещанной муниципальной стоянки возвели частный объект – это породило волну недоверия ростовчан к обещаниям по парковкам . В целом тон комментариев – от раздражения (“негде ставить машину, все заставлено”) до предложений (“давайте сделаем перехватывающие парковки на окраинах, а центр освободим”). К слову, власти действительно планируют сеть перехватывающих парковок у транспортных узлов – в списке значатся жд-вокзал, районы Стройгородок, Сельмаш, Старый аэропорт, Левобережный (ТЦ МегаМаг), чтобы водители оставляли авто на въезде и пересаживались на общественный транспорт.

Прогноз на 2026–2027 гг.: Ожидается, что без кардинальных мер ситуация с парковками останется напряженной. Количество личных автомобилей продолжит расти (интерес к покупке новых авто в начале 2025 вырос на 25% год-к-году ). Даже с учетом ввода нескольких паркингов (в Суворовском, Левенцовке и др.), общего баланса мест явно недостаточно. Вероятно, город будет расширять зону платной парковки – к 2026 г. платные улицы могут появиться за пределами центра (например, на Западном и Северном жилмассивах вблизи торговых центров и рынков). Это сможет слегка разгрузить дворы от транзитных машин. Также возможен пересмотр нормативов: федеральный Минтранс предлагает сократить количество бесплатных парковок у жилых домов и стимулировать создание платных паркингов – если эта политика будет принята, к 2027 г. новые ЖК станут проектироваться с расчетом на платное хранение авто.

Позитивный сценарий связывают с улучшением общественного транспорта. Новый глава администрации А. Скрябин в 2025 г. ставит задачу пересадить горожан на ОТ, расширяя сеть выделенных полос, обновляя автобусы и внедряя удобное расписание . Если за 2025–2027 гг. удастся запустить новые маршруты в районах массовой застройки (как Пролетарский, где сейчас автобусы ходят редко ), часть жителей откажется от второй машины или ежедневных поездок на авто. Это может несколько уменьшить дворовую нагрузку. Тем не менее, полностью решить проблему в краткосрочной перспективе вряд ли удастся – нехватка парковок останется “больным” местом городской среды Ростова, особенно в плотно застроенных районах.

3. Состояние детских площадок
Количество и распределение площадок:
В Ростове-на-Дону тысячи дворовых и общественных детских площадок, но их состояние и оснащение сильно различаются по районам. По данным региональной ревизии 2025 года, из ~3,5 тысяч площадок в Ростовской области более половины не соответствуют современным нормативам безопасности . В самом Ростове, как крупнейшем городе, сосредоточена значительная часть этих площадок. Наиболее обеспеченные по числу игровых дворов – густонаселенные Ворошиловский, Советский и Первомайский районы (каждый включает десятки типовых дворовых комплексов советской постройки, где есть хотя бы песочница и горка). Меньше всего площадок – в небольших центральных районах (Кировском, Ленинском), где плотная застройка оставляет мало места во дворах, а также в промышленных зонах Железнодорожного района.

Состояние и безопасность:
К сожалению, значительная часть детских площадок находилась в неудовлетворительном состоянии к началу 2019–2020 гг. Многие дворы еще с 1980–90х не знали ремонта оборудования. Жители регулярно сообщают о ржавых качелях, сломанных каруселях, торчащих гвоздях и битом стекле. В 2022 году городские власти признали, что «ростовчане, живущие не в новых ЖК, часто жалуются на состояние детских площадок у домов: где-то торчат гвозди, где-то облезла краска. Многие из них опасны для детей». Эти слова подтверждают многочисленные обращения граждан.
Особенно остро проблема проявилась в Северном жилмассиве (Ворошиловский р-н) и на Западном (Советский р-н). Так, жители Северного весной 2025 г. опубликовали фото дворов, где «разрушенные конструкции, отсутствуют качели и части горок… деревянные элементы прогнили и отвалились». Родители боятся отпускать детей на такие площадки, опасаясь травм . На Западном (ул. Благодатная/Вязовского) площадку не ремонтировали 10 лет, она заросла бурьяном «по колено», кругом битое стекло, демонтирована песочница . Жители пытались своими силами косить траву и убирать, но это мало помогало; городские службы отвечали, что «нет средств на ремонт» . При этом площадкой ежедневно пользуются десятки малышей, т.е. риск травм был весьма реален.
Проблемы отмечались по всем районам: СМИ писали о разбитых площадках на ул. Еременко (Советский р-н), в Александровке (Пролетарский р-н), на ул. Оганова (Октябрьский р-н). В частном секторе и старых кварталах некоторые дворовые площадки вообще исчезли – оборудование демонтировали как аварийное, а новое не установили. Врио губернатора Ю. Слюсарь констатировал в 2025 г., что “большая часть детских площадок в Ростовской области находится в плохом состоянии”, требуя принять меры.

Влияние программ благоустройства:
С 2019 года Ростов-на-Дону подключился к федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», предполагающей благоустройство дворов. Однако вплоть до 2023 года темпы были скромными. Только в 2023 году в Ростове впервые с 2019-го благоустроили 22 дворовые территории – во Ворошиловском и Октябрьском районах . В каждом из этих дворов по контракту отремонтировали проезды, установили лавочки, урны и новые детские игровые элементы (качели, горки, песочницы), а также автономные фонари для освещения . Максимальный объем финансирования на один двор составил 5 млн руб (субсидии областного и городского бюджета).
Кроме дворовых территорий, в Ростове обновляли и площадки в парках и скверах. По программе «Комфортная среда» и инициативам мэрии за 2019–2022 гг. модернизированы игровые зоны в парке им. Островского, в парке «Осенний» (Суворовский), на набережной. Эти общественные площадки оснащены новыми горками, антиударным покрытием, доступны для широкого круга детей. Тем не менее, основная масса дворовых площадок находилась на балансе управляющих компаний жилых домов, и их состояние зависело от активности УК.
В 2022 году город выделил целевые средства именно на ремонт существующих площадок. Летом 2022 был объявлен тендер на 45,8 млн руб. из бюджета Ростова для приведения в порядок «десятков игровых комплексов во всех 8 районах города» . Работы заказали районные управления ЖКХ, причём больше всего денег (11 млн руб) направили на Советский район, а меньше всего (~2 млн) – на Ленинский . Это отражает масштаб: в огромном Советском р-не много старых дворов, требующих ремонта, тогда как в малом Ленинском площадок немного. По итогам этого заказа к началу 2023 г. подрядчики покрасили, подкрутили и отремонтировали десятки дворовых комплексов: где-то заменили сломанные качели, где-то обновили песок в песочницах. Хотя 46 млн руб – капля в море (как отмечалось, требуется в 10 раз больше средств, порядка 5 млрд руб по области), это был важный шаг.

Социальные сети и обратная связь:
Жители активно сигнализируют о проблемах через соцсети. В Telegram-каналах Ростова и на платформе «Активный ростовчанин» регулярно появляются жалобы на конкретные адреса: «детская площадка разбита, двор на ул. Зорге, 22 – одни руины» . Иногда после публичного резонанса власти реагируют. Например, летом 2024 после жалобы в сети на площадку в Суворовском (где на детском городке отсутствовало покрытие и валялась арматура) управляющая компания оперативно расчистила территорию. В 2021 г. после сюжета 161.RU о полуразрушенной площадке на ул. Филимоновской, районная администрация пообещала ее отремонтировать . Таким образом, общественный контроль через интернет помогает точечно решать проблемы, хотя и не системно.
Изменения за 5 лет: В период 2019–2024 заметна поляризация качества детских площадок. С одной стороны, новые ЖК (комплексы комфорт- и бизнес-класса) сдают с современными игровыми городками: там и безопасные горки, и мягкое покрытие, и даже веревочные аттракционы. Такие примеры – ЖК «Красный Аксай» в Советском районе, дворы ЖК «Суворовский» от ВКБ, благоустроенные дворы ЖК «Платовский» (Пролетарский). Жители новых домов отмечают в отзывах на Яндекс.Картах, что «площадка отличная, детям интересно». С другой стороны, старый жилой фонд все еще имеет устаревшие площадки. К 2024 г. наиболее критичные из них начали обновлять по целевым программам, но пока обновлена лишь малая часть. Тем не менее, тенденция положительная: после паузы 2020–2022 гг. (связанной, вероятно, с перераспределением средств в пандемию) в 2023–2024 город вновь инвестирует в дворы.

Тенденции до 2027 года:
Ожидается, что ситуация будет заметно улучшаться благодаря областной программе. В 2025 г. региональный бюджет выделяет 500 млн руб. на обновление детских площадок по всей области . Эти средства планируется направлять ежегодно, что позволит к 2027 г. привести в порядок значительную часть дворов. Приоритет – безопасность: все площадки должны соответствовать техрегламенту (крепления, покрытия, ограждения). В Ростове уже намечены списки адресов, требующих замены оборудования в первую очередь (их формировали районные администрации совместно с жителями). Вероятно, к 2026 г. в каждом районе будут капитально обновлены десятки дворовых площадок – например, заменят старые металлические горки на новые комплексы с пластиком и деревом, установят прорезиненное покрытие вместо бетонного.
Также продолжится установка новых площадок в строящихся кварталах. К 2027 г. выйдут на полную мощность проекты редевелопмента: в «Новом Ростове» (Пролетарский р-н) застройщики обязаны обустроить современные игровые пространства в каждом новом дворе. Похожие требования закреплены для новых очередей в Суворовском и Левенцовке. Это означает появление десятков новых детских городков по мере сдачи домов.
При этом важно учесть вопрос обслуживания. Опыт показал, что даже новая площадка через пару лет может прийти в негодность без надлежащего ухода – краска облезает, детали расшатываются. Поэтому с 2025 г. город ужесточает контроль: все новые площадки берутся на баланс муниципальных служб или УК, которые обязаны проводить регулярный осмотр и ремонт. К 2027 г. планируется внедрить электронный реестр всех детских площадок Ростова с информацией о состоянии и ответственном лице – это позволит быстрей реагировать на жалобы.
Главный вывод:
Сейчас состояние детских площадок постепенно улучшается после периода запущенности. Если заявленные программы финансирования будут реализованы, то к 2026–2027 гг. большинство дворов Ростова получат обновленные безопасные игровые зоны. Различия между районами сгладятся: сегодня лучше всего обстоят дела в новых кварталах (где площадки новые) и хуже – в старых, но через несколько лет старые площадки массово заменят. В итоге городская среда станет комфортнее для детей во всех районах – от центра до окраин. Конечно, предстоит большой объем работ и контроль за качеством, но взятый курс на модернизацию позволяет с осторожным оптимизмом смотреть на ближайшие годы.
Заказать исследование вашей аудитории и рынка