Ростов-на-Дону, имея свой уникальный климат и городскую специфику, может эффективно использовать опыт тактического урбанизма, адаптировав его под местные условия. Во-первых,
климатический фактор: жарким южным летом Ростову особенно не хватает тени и зелени. К сожалению, в последние годы в городе
вырубалось много деревьев в центре, сокращалось число парков и их площадь , что усиливает эффект перегрева городской среды. Тактический урбанизм предлагает простое решение –
временное озеленение и создание теневых навесов. Например, можно быстро расставить по городу
мобильные клумбы и кадки с деревьями, натянуть парусиновые тенты или даже развесить над пешеходными улицами яркие зонтики, как это делали в некоторых городах (создавая и тень, и привлекательный арт-объект). Подобные
недорогие уличные украшения, дающие тень, уже применялись за рубежом и могли бы спасти ростовчан от палящего солнца.
Во-вторых,
структура городской застройки Ростова предполагает большие проспекты с интенсивным трафиком и жилые районы, где дворовые пространства часто обделены вниманием.
Дворы Ростова – отдельная больная тема: выходя из подъезда, жители нередко видят
старые гаражи, пустыри, отсутствие детских площадок и дефицит парковок . Такие проблемы характерны и для старых кварталов, и для новых районов – дворовая среда десятилетиями не меняется . Тактический урбанизм предлагает жителям
не ждать капитальных программ, а брать инициативу в свои руки:
раскрасить серые гаражные стены яркими рисунками, обустроить своими силами небольшой скверик или спортплощадку, посадить цветы во дворе. Часто достаточно нескольких лавочек и урн, чтоб двор превратился в место встречи соседей. Муниципалитет может поддержать это, запустив конкурсы мини-грантов для ТОСов на тактическое благоустройство дворов – от покраски детской горки до создания клумбы. Малый пример: во многих городах жители сами делают
клумбы из подручных материалов (те самые “лебеди из покрышек”) – тактический урбанизм стремится поднять эту самодеятельность на новый эстетический уровень, заменив устаревшие решения более современными, но столь же доступными.
В центре Ростова актуальна проблема
доминирования автомобилей – широкие улицы и проспекты ориентированы на транспорт, часто в ущерб пешеходам. Здесь тактический урбанизм может помочь
успокоить трафик и вернуть улицы людям. Например, можно провести
эксперимент по временному сужению проезжей части на участках Большой Садовой или Буденновского проспекта, установив недорогие пластиковые балластные клумбы или столбики вдоль краев полос. Анализ подобных мер в Казани показал, что
сужение полос с помощью столбиков за 600 рублей заставляет водителей снижать скорость без создания пробок . Освободившееся пространство можно отдать пешеходам – организовать
временную летнюю террасу кафе, велодорожку или дополнительный тротуар. Ростов уже имеет удачные пешеходные зоны (например, ул. Пушкинская как прогулочный бульвар), но их можно расширять тактически:
перекрывать на выходных некоторые центральные улицы под фестивали, ярмарки и уличную музыку. Это привлечет людей в центр и покажет, какие места могут стать постоянно пешеходными. Аналогично можно временно оживить и набережную Дона – например,
устроить pop-up парк на левом берегу, привезя туда на лето контейнеры с зеленью, лежаки, организовав фуд-маркет. Такие
быстрые преобразования особенно ценные для Ростова в период, когда капитальных инвестиций не всегда хватает: они дают горожанам ощутимый результат «здесь и сейчас» и создают запрос на дальнейшие улучшения.
Наконец,
учет существующих проблем общественных пространств. Ростов-на-Дону – город с богатой историей и самобытной культурой, но ряд его публичных пространств страдает от типичных бед: недостаток освещения, мусор, хаотичная реклама, монотонность среды. Тактические проекты могли бы точечно решать и эти задачи. Например,
креативное освещение: временно развесить гирлянды фонариков в темном сквере, установить
солнечные фонари на плохопросматриваемом участке парка – это улучшит безопасность и атмосферу без дорогой модернизации электросети . Борьба с визуальным мусором – раскрасить унылый забор ярким стрит-артом, как сделали в нижегородском квартале , или выставить на пустыре веселые арт-объекты (скульптуры, зеркальные инсталляции) – такие малые меры преображают пространство, давая ему
“временный облик” и испытывая, как реагирует публика. Важно, что все эти решения
адаптивны: город может пробовать разные варианты улучшений в разных районах Ростова, учитывая локальный контекст (где-то важнее тень и озеленение, где-то – безопасность переходов, где-то – места для молодежи), и выбирать лучшие для постоянного внедрения.
Примеры временных решений: от pop-up парков до стрит-артаДля наглядности приведем перечень тактических инструментов, которые можно применять в Ростове-на-Дону уже сейчас:
- Pop-up парки и Park(ing) Day – превращение на короткое время парковочных мест или пустырей в мини-парки. Например, во всем мире популярна акция Parking Day, когда граждане оплачивают парковочное место, но ставят туда не автомобиль, а раскладывают газон или ставят скамейку, превращая его в микро-сквер . Это привлекает внимание к тому, сколько пространства отдано машинам, и предлагает альтернативное использование улицы. В Ростове можно регулярно проводить парковочные дни на центральных улицах, приглашая бизнес (кофейни, магазины) обустроить красивые мини-зоны вместо нескольких парковок – горожане смогут посидеть, отдохнуть, а власти оценят эффект для трафика.
- Временные пешеходные зоны – как отмечалось, эффективный прием – пилотное закрытие улиц для машин на выходные или праздники . В Ростове можно опробовать это на отдельных кварталах центра (например, ул. Станиславского около ЦУМа или Газетного переулка) – установить знаки, ограждения и сделать улицу пешеходной на пару дней. Такой опыт покажет, соберутся ли там люди, как отреагирует бизнес. В Перми именно так планируют вдохнуть жизнь в пешеходную зону: выходные – ярмарки без машин, будни – частичный проезд, пока не сформируется привычка горожан гулять там . Для Ростова, где есть запрос на новые общественные пространства, это шанс без больших денег определить, какую улицу имеет смысл сделать полностью пешеходной в будущем.
- “Тихие” рекреационные зоны – специально обустроенные уголки для спокойного отдыха без шума. После опросов казанцев, выявивших потребность в тишине , власти стали делать тихие зоны в парках – участки без музыки, ярмарок и громкоговорителей, где слышен только шелест листвы. В Ростове аналогично можно выделять части парков (того же Парка Революции или парка им. Горького) как зоны тихого отдыха: поставить там удобные лавочки, гамаки, минимально вмешаться в природу. В рамках тактического эксперимента это можно сделать буквально за неделю – и проследить, востребовано ли такое пространство у горожан. Вероятно, многие оценят возможность посидеть в тени и тишине посреди города.
- Мобильная навигация – временные указатели, таблички, информационные стенды, помогающие ориентироваться и узнавать новое о городе. Так называемые партизанские указатели – когда энтузиасты сами вешают самодельные таблички с направлением и расстоянием до важных объектов – стали одним из символов тактического урбанизма . В США, например, активист Мэтт Томасуло в рамках проекта Walk [Your City] развешивал указатели, сколько минут пешком идти до парка или музея, чтобы мотивировать людей ходить пешком . Ростовским активистам или туристическим организациям можно сделать нечто подобное: указать на улицах, сколько времени идти до набережной, зоопарка, театра им. Горького, или повесить таблички с историческими справками про улицы и здания. Если власти поддержат (хотя бы не будут снимать эти указатели), город получит дешево созданную сеть навигации и знаний. Такие решения легко изменить или убрать, если где-то они не приживутся.
- Креативное освещение – как уже упоминалось, свет может быстро преобразить пространство. В тактическом формате это могут быть temporary light installations: проекция изображений на фасады в праздничные дни, разноцветная подсветка дерева или архитектурной детали, фонари на солнечных батареях в темных уголках . Например, можно провести конкурс среди студентов-дизайнеров на лучший световой арт-объект для городского пространства – победители получат грант на воплощение. В результате, скажем, скучный пустырь вечером заиграет светящимися инсталляциями, притягивая молодежь для фотосессий, а темный подземный переход станет безопаснее благодаря художественной подсветке. Все оборудование мобильное и может быть перемещено по городу или убрано при необходимости.
- Городская мебель и активность – установка временных лавочек, столиков, спортивных и игровых элементов там, где их не хватает. Прелесть тактического подхода – использовать недорогие, иногда даже б/у материалы. Например, в Нижнем в квартале 1833 поставили пинг-понг столы и простые деревянные скамейки – и это сразу привлекло людей играть и отдыхать . В других городах практиковали создание parklet– мини-парков: на месте 1-2 парковок ставится деревянный настил с сидениями и цветами. Ростовские власти или бизнес могут летом устанавливать такие парклеты на центральных улицах, расширяя тесные тротуары – горожане получат больше мест для отдыха, а кафе – дополнительную летнюю площадку. Также городская мебель включает велостойки, урны, навесы от дождя – все это можно внедрять тактически в тех местах, где выявлена потребность, не дожидаясь большого проекта благоустройства.
- Стрит-арт и цвет – быстрый способ оживить скучное пространство – раскрасить его. Причем это может быть не только стена дома, но и асфальт, лестница, трансформаторная будка. В тактическом урбанизме даже используется термин asphalt art – искусство на асфальте: красочной краской наносится узор на дорожное полотно, что и украшает улицу, и визуально успокаивает трафик. Пример – Привокзальная площадь Саратова, которую раскрасили кругами и полосами, обозначив новые пешеходные зоны (фото выше) – город получил яркое и понятное пространство вместо хаотичной парковки. В Ростове можно устроить фестиваль стрит-арта, выбрав несколько “холстов” – глухую стену здания, подпорную стенку, тротуар на площади – и позволить художникам воплотить там свои работы. Уже одним этим городская среда станет привлекательнее. А главное, уличное искусство – временно по определению: его можно закрасить, обновить, заменить, что идеально вписывается в концепцию пилотных изменений.