To main content
Исследование инвестиционного климата Ростовской области 2025
Ростовская область демонстрирует рост инвестиций и поддержку малого бизнеса, улучшая инфраструктуру и снижая административные барьеры. К 2030 году планируется диверсификация экономики, акцент на агропромышленный комплекс и создание новых рабочих мест через инвестиции и инновации.

1. Оценка текущей ситуации (2024–2025 годы)
Инвестиционная привлекательность.
Ростовская область входит в число лидеров ЮФО по инвестиционному климату. В рейтинге 2024 г. она, наряду с Краснодарским краем, достигла группы IC3 (выше среднего уровня), улучшив позиции благодаря росту макроэкономических и инвестиционных показателей . Объём инвестиций в основной капитал в регионе продолжает расти: в 2024 году в экономику и соцсферу вложено 717,3 млрд руб., что на 2,4% выше уровня 2023 г. . Причём свыше трети инвестиций профинансировано за счёт собственных средств предприятий . По итогам года наиболее привлекательными отраслями для бизнеса стали обрабатывающая промышленность и логистика – на них совместно пришлось около трети всех инвестиций . В 2024 г. в регионе реализовывалось более 560 инвестпроектов общей стоимостью ~676 млрд руб., из которых власти планировали завершить около 400 проектов (на сумму свыше 150 млрд руб.) . Эти факты свидетельствуют об устойчивом интересе инвесторов и динамичном развитии инвестклимата. При этом в национальном рейтинге состояния инвестклимата Ростовская область ранее занимала 12-е место (2021 г.), значительно улучшив свои позиции на фоне других регионов , что отражает позитивную динамику усилий по привлечению инвестиций.

Поддержка малого и среднего бизнеса.
Сектор МСП в Ростовской области демонстрирует уверенный рост. Количество субъектов МСП превысило допандемийный уровень и составляет свыше 175 тыс., из них более 130 тыс. – индивидуальные предприниматели . Регион стабильно входит в топ-10 по числу МСП: в 2023 г. он занял 7-е место в РФ с ~178,5 тыс. субъектов и 748,9 тыс. занятых . К сентябрю 2023 г. занятость в секторе (включая самозанятых) достигла 827 тыс. человек – на 9,2% больше, чем годом ранее . Около 37,7% всех занятых в экономике региона работают в МСП , что близко к среднероссийскому уровню (~40%). Рост сектора во многом обусловлен появлением новых ниш вследствие ухода импортных конкурентов и активными мерами поддержки . В рамках нацпроекта «МСП» в регионе создана инфраструктура помощи: сеть центров «Мой бизнес», Агентство поддержки предпринимательства, институт уполномоченного и пр. За 5 лет Агентство выдало льготных микрозаймов на 7 млрд руб. и оказало ~230 тыс. консультационных услуг, что поспособствовало увеличению числа МСП на 7,7 тыс. за год . Таким образом, МСП получают существенную поддержку, позволяющую им расширяться.

Инфраструктура и логистика.
Ростовская область обладает развитой инфраструктурой, выгодно влияющей на инвестпривлекательность. Регион – крупнейший транспортно-логистический узел юга России: здесь пересекаются федеральные магистрали (в т.ч. М-4 «Дон»), железнодорожные пути Северо-Кавказского направления и судоходная река Дон с выходом в Азовское и Чёрное моря. Аэропорт “Платов” (открыт в 2017 г.) является современным хабом, повышающим доступность региона. Наличие речных портов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов) обеспечивает экспортный канал для сельхозпродукции и промышленности. Для инвесторов доступны площадки с готовой инженерной инфраструктурой: промышленно-логистические парки, особые территории. В области созданы территории опережающего развития (ТОР) в моногородах Гуково, Донецк и Зверево, предлагающие преференции и площадки для размещения производств. Однако требуется дальнейшее обновление инфраструктуры: модернизация коммунальных сетей, расширение мощностей портов, развитие индустриальных парков. В целом, инфраструктурные условия в 2024 г. оцениваются как одни из лучших в ЮФО, что подтверждается высокими объемами логистических инвестиций

Административные барьеры и регулирование.
Региональные власти ведут работу по снижению бюрократических барьеров для бизнеса. Действует принцип «одного окна» для инвесторов через Агентство инвестиционного развития и Центры «Мой бизнес», упрощены процедуры получения разрешений на строительство и подключения к сетям. Создан Совет по инвестициям при губернаторе и институт инвеступолномоченного для оперативного решения проблем предпринимателей. Эти меры помогли Ростовской области войти в группу регионов с комфортными условиями для бизнеса . Тем не менее, предприниматели все еще отмечают сложности с избыточной отчетностью и контролем. Сохраняется необходимость оптимизировать нормативную базу на региональном уровне, устранив дублирующие требования. Для примера, во Франции отмена 2400 надзорных актов сэкономила бизнесу €10 млрд – подобный опыт дебюрократизации может быть учтён в Ростовской области. В целом, административное давление в регионе в 2024 г. умеренное и снижается, но есть потенциал для дальнейшего улучшения за счёт цифровизации госуслуг и регуляторной гильотины.

Налоговая политика.
Налоговый режим в Ростовской области для инвесторов и МСП сопоставим со среднероссийским. Регион предлагает ряд льгот в рамках федеральных и областных программ: для резидентов ТОР установлены пониженные ставки по налогу на прибыль и социальным взносам, инвестиционные проекты могут получать налоговые каникулы (например, освобождение от налога на имущество на несколько лет). Ставка региональной части налога на прибыль может снижаться для приоритетных инвестпроектов. Для малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы (УСН, патент), сниженные налоговые ставки для самозанятых (4–6%). Однако нагрузка на МСП остаётся ощутимой, особенно вне льготных режимов. Зарубежный опыт показывает эффективность налоговых стимулов для малого бизнеса: например, в США и Великобритании используются пониженные ставки налога на прибыль для небольших предприятий (в Британии малые компании облагаются по ставке ~25% против общей 35%) . Внедрение аналогичных дифференцированных ставок или вычетов на региональном уровне могло бы улучшить климат. В 2024 г. налоговая политика Ростовской области оценивается как стабильная и предсказуемая, без резких изменений, что позитивно для инвесторов.

Доступ к финансированию.
У предприятий региона есть возможности привлекать финансирование, но существуют и ограничения. Крупный бизнес традиционно кредитуется в банках (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк активно работают на Дону), а объемы инвесткредитов растут. Для малого и среднего предпринимательства расширен доступ к льготным займам через региональные фонды. Как отмечалось, за последние годы выдано микрозаймов МСП на 7 млрд руб. . Функционирует Гарантийный фонд Ростовской области, помогающий с залоговым обеспечением кредитов. Также МСП пользуются федеральными программами – льготная ипотека для бизнеса, программы корпорации МСП по гарантиям. Тем не менее, опросы показывают, что не всем малым предприятиям легко получить банковский кредит – мешают строгие требования и недостаток залога. Альтернативные источники (венчурные фонды, бизнес-ангелы) в регионе развиты слабо. В 2024 г. доступность финансирования оценивается как средняя: у устойчивых компаний проблем нет, тогда как стартапы и микробизнес нуждаются в расширении мер поддержки. В дальнейшем требуется наращивать объёмы гарантийной поддержки и привлекать в регион больше федеральных финансовых ресурсов для кредитования инвестпроектов.

2. Стратегия развития на ближайшие 5 лет (до 2030 года)
Улучшение инвестиционного климата и поддержка МСП к 2030 г. требует комплексной стратегии. Ключевая цель – обеспечить устойчивый приток инвестиций в новые отрасли, повысить конкурентоспособность регионального бизнеса и создать больше рабочих мест. Ниже обозначены основные направления стратегии:

2.1. Инфраструктурное развитие и пространственное планирование.
Региону следует инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры. Планируется реализация крупных проектов в транспортной сети: расширение мощностей портов на Дону и Азове, строительство новых логистических центров и обходных магистралей, интеграция в международные коридоры (например, «Север – Юг» через Волго-Донской канал). Необходимо создавать современные индустриальные парки и технопарки с подведенными коммуникациями, чтобы инвесторы могли быстро запускать производства. Приоритет – развитие площадок вблизи узловых точек (портовых зон, трасс) и в моногородах, что одновременно даст импульс депрессивным территориям. К 2030 г. предполагается сформировать инфраструктурный каркас, снимающий ограничения для бизнеса: энерго- и водоснабжение, склады, транспорт – «под ключ». Особое внимание – цифровой инфраструктуре (высокоскоростной интернет по всему региону), чтобы даже сельский бизнес имел доступ к онлайн-сервисам. Инфраструктурное улучшение повысит фактическую ёмкость региона для инвестиций и снизит издержки компаний.

2.2. Совершенствование делового климата и управление регуляторикой.
Стратегия предусматривает продолжение курса на дерегулирование и повышение качества госуправления. Будет внедрён обновлённый «Региональный инвестиционный стандарт 2.0», включающий лучшие практики сопровождения инвесторов. Планируется провести ревизию нормативных актов, отменив устаревшие требования и избыточные проверки (по примеру Франции, где масштабная зачистка регуляций дала экономический эффект ). Каждому значимому инвестпроекту – принцип «единого окна» и персональный куратор от правительства области. Цифровизация услуг выйдет на новый уровень: все разрешительные процедуры (регистрация, получение технических условий, лицензий) к 2030 г. должны осуществляться онлайн через портал «Госуслуги. Бизнес» без визитов в инстанции. Для снижения коррупционных рисков – максимальная прозрачность и регламентированность процессов, расширение практики электронных конкурсов на землю и имущество. Также предстоит усилить обратную связь с бизнесом: регулярно опрашивать инвесторов и предпринимателей о препятствиях, проводить «регуляторную гильотину» на основе их предложений. К 2030 г. Ростовская область должна выйти в топ-10 регионов по условиям ведения бизнеса, обеспечив минимальные административные барьеры.

2.3. Стимулирование инвестиций и диверсификация экономики.
В стратегии заложено привлечение инвестиций в новые для региона отрасли, чтобы снизить зависимость от традиционных секторов. Будет проводиться таргетированная работа с инвесторами: формирование перечня целевых отраслей (например, переработка сельхозпродукции, пищевое машиностроение, логистические IT-сервисы, возобновляемая энергетика) и активный маркетинг региональных возможностей на российских и международных площадках. Запланировано создание специализированной особой экономической зоны (ОЭЗ) либо расширение режима ТОР на весь региональный уровень для приоритетных проектов – с налоговыми льготами и таможенными преференциями. Особое внимание – агропромышленному кластеру (см. раздел 3): привлечение перерабатывающих производств, логистики для экспорта агропродукции. Параллельно регион будет развивать промышленные кластеры в машиностроении (на базе Ростсельмаша и предприятий ВПК), а также поддерживать зарождающиеся высокотехнологичные направления (ИТ, электроника) через создание технопарков при вузах. Диверсификация обеспечит появление новых точек роста. Плановый ориентир – ежегодный прирост инвестиций не ниже 5–7%, в том числе за счёт проектов в новых отраслях. К 2030 г. структура ВРП должна стать более сбалансированной, с увеличением доли перерабатывающих и высокотехнологичных производств.

2.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
В ближайшие годы акцент сместится на качественный рост сектора МСП. После выполнения плана по увеличению числа занятых (Ростовская область уже достигла ~825 тыс. занятых в МСП ), следующая цель – рост производительности и инновационности малого бизнеса. Стратегия предполагает расширение программ обучения и акселерации: запуск регионального проекта «Мой бизнес 2.0» с новыми мерами – менторство от успешных предпринимателей, образовательные курсы по экспорту, цифровым навыкам, бережливому производству. По аналогии с Германией, где созданы центры цифрового мастерства для малого бизнеса , в Ростовской области планируется открыть несколько Центров компетенций МСП (на базе вузов и технопарков) для помощи предприятиям в освоении технологий, автоматизации, маркетинга. Финансовая поддержка МСП будет усилена: капитализация фонда микрофинансирования и гарантийного фонда возрастёт, появятся новые продукты (например, условно — «инвестиционный лифт» для быстрого роста перспективных компаний). Также регион простимулирует участие малых фирм в закупках крупных компаний и государственных проектов (квоты на МСП в госпоставках). Отдельное направление – развитие кооперации: объединение мелких производителей в сбытовые и перерабатывающие кооперативы, поддержка кластерных инициатив (например, пищевые кластеры, ИТ-кластеры), чтобы малый бизнес интегрировался в цепочки добавленной стоимости. К 2030 г. планируется добиться, чтобы доход на одного работника МСП рос в 1,2 раза быстрее, чем ВРП (в русле национальной цели ), а доля МСП в ВРП и экспорте существенно увеличилась.

2.5. Улучшение доступа к финансированию и инвестиционной поддержки.
Реализация стратегии невозможна без обеспечения проектов финансированием. Поэтому регион намерен активно привлекать федеральные ресурсы: участвовать в программах Фонда развития промышленности, ВЭБ.РФ, специальных казначейских кредитах на инфраструктуру. Планируется создание Регионального фонда развития – института, который будет софинансировать приоритетные инвестпроекты (через займы, долевое участие или гранты на инфраструктуру) вместе с банками. Такой фонд может аккумулировать средства областного бюджета, федеральные трансферты и инвестиции госбанков. Кроме того, будет налажен диалог с частными инвесторами: проведение инвестфорумов, презентация проектов потенциальным партнёрам (включая фонды из дружественных стран Азии и Ближнего Востока). Для поддержки стартапов и инновационных МСП предполагается открыть венчурный фонд или бизнес-инкубатор при одном из университетов, чтобы финансировать перспективные разработки на ранней стадии. Одновременно продолжится наращивание кредитования АПК и промышленности через Россельхозбанк, Сбербанк и др. – региональные власти готовы предоставлять субсидии на процентные ставки по кредитам для значимых проектов. К 2030 г. доступность финансирования должна повыситься: цель – удвоение объёмов льготного кредитования МСП и рост доли внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты. В итоге бизнес сможет проще получать средства для расширения, что ускорит экономическое развитие.

3. Приоритетная отрасль для инвестиций: агропромышленный комплекс
С учётом рыночных трендов и ресурсного потенциала региона, наиболее привлекательной отраслью для инвестиций в Ростовской области является агропромышленный комплекс (АПК) – сельское хозяйство и пищевая промышленность. Эта сфера исторически является сильнейшей в экономике региона и обладает рядом конкурентных преимуществ:

Природные ресурсы и производство.
Ростовская область – один из главных сельскохозяйственных регионов России. Сельхозугодья занимают 8,5 млн га (пашня ~5,9 млн га) плодородных земель , что при благоприятном климате позволяет получать высокие урожаи зерновых и технических культур. В 2023 году регион собрал рекордный урожай ранних зерновых – 15,4 млн тонн . По итогам последних лет Ростовская область занимает 1-е место в стране по сбору зерновых и зернобобовых, 2-е место – по урожаю подсолнечника, входит в тройку лидеров по производству растительных масел и овощей . На её долю приходится более 28% аграрной продукции ЮФО . Такой аграрный потенциал создаёт прочную сырьевую базу для перерабатывающих производств. Инвесторы в пищевую промышленность могут опираться на миллионы тонн местного сырья (зерно, маслосемена, мясо, молоко), снижая зависимость от импорта. К тому же регион имеет достаточные водные ресурсы (Дон) и реализует программы орошения (около 240 тыс. га орошаемых земель), что обеспечивает стабильность производства даже в засуху.

Логистическое положение и рынки сбыта.
Ростовский АПК выгодно расположен для поставок продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт. Близость портов Азов-Черноморского бассейна позволяет быстро отправлять зерно, масло, муку на экспорт в страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Африки. Ростов-на-Дону – крупный центр агроэкспорта: через регион ежегодно вывозятся миллионы тонн зерна. Кроме того, область граничит с другими аграрно-промышленными субъектами (Краснодарским и Ставропольским краями, Волгоградской обл.), формируя емкий южнороссийский рынок сельхозсырья и техники. Это создаёт возможности для развития торговли, логистики и сервисных услуг (элеваторы, хранилища, транспортные компании). Внутри страны Ростовский регион может снабжать продукцией Центральный, Северо-Кавказский округа и новые территории. Географическое положение на перекрёстке торговых путей (морской экспорт, ж/д коридоры на Москву и Кавказ) делает инвестиции в логистику агропродукции и переработку здесь весьма выгодными. Например, строительство новых зерноперерабатывающих комплексов или маслоэкстракционных заводов окупится за счёт доступности сырья и близости портов для экспорта готовой продукции.

Трудовые и научные ресурсы.
В сельском хозяйстве и пищевой индустрии региона заняты десятки тысяч квалифицированных работников, обладающих опытом и традициями аграрного труда. Ростовская область исторически славится кадрами механизаторов, агрономов – здесь расположен Донской государственный аграрный университет и ряд профильных НИИ, которые готовят специалистов и разрабатывают новые агротехнологии. Наличие компетентного персонала снижает риски для инвесторов: проще набрать и обучить сотрудников для новых предприятий (мясокомбинатов, мукомольных фабрик, тепличных комплексов и т.д.). Кроме того, в регионе функционируют крупные машиностроительные компании агропрофиля (комбайновый завод «Ростсельмаш», заводы сельхозтехники), что обеспечивает доступ к технике и запчастям. Синергия аграриев, переработчиков и машиностроителей внутри одного региона создаёт кластерный эффект – совместное развитие, обмен опытом, локализация производства оборудования. Инвестор, приходящий в пищевую отрасль, получает не только сырьё, но и инфраструктуру сервисов (ремонт техники, научные консультации, обученные кадры).

Рыночные перспективы и господдержка.
АПК остаётся приоритетным направлением развития РФ, и государство оказывает серьёзную поддержку этой отрасли. В регионе действуют льготные программы Россельхозбанка (объём кредитования агросектора растёт двузначными темпами), субсидии на покупку техники, страхование урожая и т.д. Импортозамещение и продовольственная безопасность – национальные цели, поэтому инвестиционные проекты в пищевой промышленности могут рассчитывать на софинансирование и налоговые льготы. Спрос на продовольствие стабилен и растёт: внутренний рынок переключается на отечественные продукты, а на внешних рынках российское зерно и масло конкурентоспособны по цене. Например, рост экспорта зерновых из России в последние годы поддерживается рекордными урожаями южных регионов, включая Ростовскую область . Учитывая все факторы, вложения в создание новых предприятий АПК – от глубокой переработки зерна (крахмал, глютен, корма) до выпуска готовых продуктов (макаронные фабрики, масло-жировые комбинаты, мясопереработка) – обладают высокой рентабельностью и меньшими рисками. Региональная стратегия прямо ориентирована на развитие агропромышленного кластера, что гарантирует инвесторам административную поддержку. Таким образом, АПК объединяет преимущества и по рынку, и по ресурсам, делая его наиболее привлекательным сектором для Ростовской области в ближайшие годы.

Для закрепления позиции “аграрного лидера” и раскрытия полного потенциала отрасли регион планирует стимулировать приток инвестиций именно в АПК. Это позволит создавать добавленную стоимость на месте (вместо вывоза сырья), увеличить экспорт готовой продукции и обеспечить занятость в сельских территориях. В свою очередь, успехи в АПК подтянут смежные отрасли – производство сельхозтехники, химической продукции (удобрений, кормовых добавок), тароупаковочной индустрии. Всё это формирует многоэффектный рост. Поэтому агропромышленный комплекс выбран стратегическим приоритетом для инвестиций в Ростовской области до 2030 года.

4. Лучшие практики для улучшения инвестклимата и поддержки МСП
При разработке мер развития Ростовской области важно учитывать успешный опыт других регионов России и зарубежных стран. Ниже приведены кейсы и практики, которые могут быть адаптированы под условия Ростовской области:

Республика Татарстан (Россия).
Татарстан на протяжении многих лет является одним из лидеров инвестиционной привлекательности в РФ (уровень IC2, 4-е место в стране ) благодаря диверсифицированной экономике и продуманной политике. В частности, в Татарстане создана одна из первых и самых успешных ОЭЗ – «Алабуга», где инвесторам предоставляются налоговые каникулы, готовые площадки и поддержка от идей до запуска. Опыт Татарстана показывает важность наличия специализированного агентства по привлечению инвестиций, которое сопровождает проекты “под ключ”. Кроме того, там действует эффективная система подготовки кадров под запрос инвесторов (образовательный центр «Алабуга Политех» для обучении персонала). Ростовской области целесообразно перенять практики Татарстана: создание конкурентоспособных условий в промышленных зонах, тесное взаимодействие власти и бизнеса, диверсификация – развитие не только АПК, но и химии, автокомпонентов, ИТ, как сделано в Татарстане.

Калужская область (Россия).
В 2000-х Калуга стала примером стремительного улучшения инвестклимата – с аграрно-промышленного региона она превратилась в автомобильный кластер международного уровня. Администрация Калужской области создала несколько индустриальных парков (Ворсино, Росва и др.) с полной инфраструктурой, готовой для иностранных автоконцернов. Одновременно внедрили принцип «одного окна» и ускорили процессы оформления – время получения разрешений сократилось в разы. Итогом стало привлечение автогигантов (Volkswagen, Volvo, Peugeot) и сотен сопутствующих компаний, что дало региону приток инвестиций и рост налоговой базы. Для Ростовской области этот кейс ценен тем, что показывает: даже регион без традиционного машиностроения способен, опираясь на кластерный подход, привлечь новую отрасль с нуля. А ключевыми факторами успеха были активный инвестиционный маркетинг (презентации региона за рубежом), государственно-частное партнёрство в инфраструктуре и индивидуальный подход к каждому крупному инвестору. Ростовская область может аналогично развивать, например, пищевой кластер или логистический хаб, создавая благоприятные условия локализации и привлекая якорных инвесторов.

Москва и Санкт-Петербург (Россия).
Крупнейшие мегаполисы России демонстрируют лучшие практики по улучшению делового климата, многие из которых масштабируемы на регионы. В 2024 г. и Москва, и Санкт-Петербург впервые достигли максимального уровня инвестиционной привлекательности (IC1) , что стало возможным благодаря сочетанию инвестиций в инфраструктуру и последовательной работы по облегчению ведения бизнеса. В Москве создан многофункциональный центр услуг для бизнеса, где по принципу «одного окна» доступны десятки сервисов (регистрация, подбор помещений, подключение к сетям). Петербург значительно продвинулся в цифровизации: городские онлайн-платформы позволяют оформлять большинство разрешений дистанционно. Оба города активно привлекают частные инвестиции в городскую инфраструктуру через концессии и частно-государственные проекты (транспорт, ЖКХ), что может быть актуально и для Ростовской области (например, концессионное строительство дорог или социальных объектов). Кроме того, Москве удалось выстроить эффективную систему налоговых преференций для технопарков и инвесторов, что стимулировало развитие высокотехнологичных производств. Ростову стоит изучить столичный опыт предоставления инвестиционного налогового вычета и поддержки экспортоориентированных компаний (через центр «Моспром» – аналог можно создать в Ростове для продвижения местной продукции за рубежом).

Германия.
В ФРГ сформирована одна из самых мощных систем поддержки mittelstand – среднего и малого бизнеса, который составляет 99% всех предприятий страны . Ключевые элементы немецкой модели: разветвлённая сеть Центров компетенций и инкубаторов (открыты центры цифрового мастерства, инжиниринга, экспортного консультирования – как отмечено на международном форуме ), тесная связка между бизнесом и образованием (дуальная система подготовки кадров), а также доступное финансирование. Например, государственный банк KfW предоставляет льготные кредиты МСП, а ассоциации (такие как BVMW) лоббируют их интересы и помогают выходить на новые рынки. Из опыта Германии Ростовской области целесообразно перенять идею региональных центров поддержки МСП по конкретным направлениям: центр цифровизации для малого бизнеса, центр экспорта, центр инноваций в АПК и т.д. Немецкая практика показывает, что вложения в обучение предпринимателей и технологическое переоснащение МСП окупаются ростом экономики. Кроме того, стоит поощрять установление прямых связей с зарубежными МСП: немецкие малые предприятия проявляют интерес к кооперации , и регион может создать «мосты» для совместных проектов (например, приглашать немецкие фермерские кооперативы инвестировать в переработку на Дону).

Франция.
Французский опыт примечателен резкой дерегуляцией и сокращением административных издержек для бизнеса. Правительство Франции за последние годы отменило тысячи нормативных актов и требований, признанных устаревшими, что позволило существенно сэкономить средства предпринимателей (свыше €10 млрд экономии от снятия 2400 требований ). Также во Франции действует программа “Guichet Unique” – единое окно для старта бизнеса, где регистрирующие процедуры сведены к одному онлайн-заявлению. В результате открыть своё дело можно за считанные дни. Этот опыт полезен Ростовской области: проведение собственной «регуляторной чистки» и упрощение процедур регистрации/получения разрешений до уровня лучших мировых стандартов заметно повысит привлекательность региона. Ещё один аспект – поддержка стартапов: во Франции распространены бизнес-акселераторы (например, Station F в Париже) и налоговые льготы для инновационных новых компаний. Адаптируя это, Ростов может создать областной акселератор для агро- и промышленный стартапов, предоставляя им гранты и менторскую помощь на начальном этапе. Таким образом, французский пример учит, что смелое снятие барьеров и точечное стимулирование инноваций приводят к всплеску предпринимательской активности.

США и Великобритания.
В англосаксонских экономиках акцент сделан на налоговое стимулирование малого бизнеса и доступ к капиталу. В США действует Администрация малого бизнеса (SBA), которая обеспечивает гарантию по кредитам банков для МСП, а также программы микрофинансирования – это позволило многим новым фирмам получить стартовый капитал. В ряде штатов введены налоговые каникулы для новых производств и минимальные налоги для малого бизнеса. В Великобритании исторически существовали пониженные ставки корпоративного налога для малых предприятий (напр., 25% вместо общего 35% ), упрощённый учёт и отчётность для микробизнеса. Эти практики демонстрируют, что финансовое облегчение на старте позволяет компаниям быстрее расти. Ростовской области стоит лоббировать на федеральном уровне расширение программ гарантий по кредитам МСП (по аналогии с SBA) и внедрение специальных налоговых режимов для инвесторов, приходящих в регион (например, региональный инвестиционный вычет или уменьшение ставки налога на прибыль на первые годы работы). Такой подход, успешно опробованный в США/Великобритании, сделает регион более притягательным для предпринимателей.

Китай и Юго-Восточная Азия.
Страны Восточной Азии известны созданием особых зон развития и проактивной позицией государства. Классический пример – Шэньчжэнь в Китае, который из рыбацкой деревни за 40 лет превратился в мегаполис благодаря статусу специальной экономической зоны с налоговыми льготами, минимальной бюрократией и ориентацией на экспорт. Аналогично, в малайзийской мультимедийной суперкоридоре (MSC) правительство предоставило компаниям налоговые каникулы и инвестировало в телеком-инфраструктуру, что привлекло ИТ-компании со всего мира. Ростовской области, конечно, сложно конкурировать масштабами с национальными проектами Китая, но можно перенять принцип «концентрации усилий»: выбрать 1–2 пилотные площадки (например, портово-промышленная зона под Таганрогом или агротехнопарк около Ростова) и наделить их особыми условиями, максимально приближенными к азиатским зонам – упрощённый таможенный режим, налоги 0% на первые 5 лет, ускоренное одобрение любых проектов. Параллельно – агрессивно продвигать эти площадки на международных выставках, обещая быстрый вход на российский рынок. Восточный опыт показывает, что наличие долгосрочной стратегии и стабильности условий привлекает инвесторов: зарубежные компании готовы локализоваться, если уверены в неизменности льгот на 10–15 лет вперёд. Поэтому Ростову важно обеспечить преемственность инвестиционной политики, законодательно закрепив все обещанные преференции (как делает Китай в соглашениях с инвесторами).

Каждая из приведенных практик по-своему ценна. В совокупности они подсказывают Ростовской области, что успех придёт через: создание специализированных зон и парков с идеальными условиями (Татарстан, Китай), сокращение бюрократии и цифровизацию (Франция, Москва), налоговые и финансовые стимулы (США, Британия) и развитие человеческого капитала (Германия). Адаптация этих решений с учётом местной специфики позволит региону значительно улучшить инвестиционный климат и укрепить позиции малого бизнеса.

5. Рекомендации и меры для внедрения
Опираясь на проведённый анализ, можно сформировать конкретные рекомендации, реализация которых улучшит инвестиционный климат Ростовской области, ускорит развитие МСП и привлечёт новые отрасли экономики:

Развитие инвестиционной инфраструктуры.Создать и модернизировать индустриальные парки и площадки для инвесторов: оборудовать их всеми сетями, организовать на них присутствие обслуживающих организаций. Расширить практику ТОР и особых зон: рассмотреть создание ОЭЗ промышленно-логистического типа в портовой зоне или агротехнопарка с особыми налоговыми режимами. Обеспечить их продвижение: подготовить пакет презентационных материалов и предлагать площадки целевым инвесторам на выставках и форумах.

Снижение административных барьеров.Провести региональную «регуляторную гильотину»: пересмотреть нормативные акты, отменив избыточные требования для бизнеса. Стандартизировать и оцифровать все основные процедуры для инвесторов и МСП (регистрация, получение земли, техусловий) – сделать их доступными через интернет-портал. Закрепить регламент оказания услуг: например, выдача строительства – не более 30 дней, подключение к электросетям – не более 3 месяцев и т.д. Внедрить систему мониторинга: регулярно измерять индекс административного давления (опросы предпринимателей) и публично отслеживать его снижение.

Налоговые и финансовые стимулы.Разработать региональный закон о налоговых льготах для инвесторов: предусмотреть снижение ставки налога на прибыль (региональной части) до 10–12% для новых производств на 5 лет, освобождение от налога на имущество для инвестпроектов в приоритетных отраслях (АПК, переработка, транспорт) на период окупаемости. Усилить гарантийную поддержку: увеличить капитализацию Гарантийного фонда, чтобы больше МСП смогли получить кредиты под его поручительство. Организовать сотрудничество с федеральными институтами (Корпорация МСП, ФРП) для привлечения субсидированных кредитов и займов в регион. Рассмотреть создание регионального фонда развития для софинансирования крупных проектов (через механизмы ГЧП или займы на инфраструктуру).

Развитие приоритетной отрасли (АПК).Запустить кластерную инициативу в агропромышленном комплексе: сформировать ассоциацию «Агрокластер Дона» с участием крупных сельхозпроизводителей, переработчиков, логистов и научных учреждений. Разработать дорожную карту инвестпроектов по глубокой переработке сельхозсырья (например, строительство зерноперерабатывающего комплекса, производство кормовых добавок, фруктовые и овощные консервные предприятия) и проактивно искать инвесторов под эти проекты. Предусмотреть для них приоритетное подключение к инфраструктуре и целевые льготы. Создать бренд «Сделано на Дону» для продвижения региональных продуктов питания на внутреннем и внешнем рынках, что повысит заинтересованность инвесторов в пищевой промышленности. Также – расширить программу мелиорации и поддержки фермеров, чтобы обеспечить стабильное сырьё для будущих переработчиков.

Поддержка МСП и предпринимательства.Масштабировать инфраструктуру поддержки МСП: открыть дополнительные центры «Мой бизнес» в городах области, специализированные консультационные пункты в муниципалитетах. Внедрить образовательные программы по предпринимательству в школах и ссузах (формировать у молодежи бизнес-навыки). Создать региональный бизнес-акселератор – ежегодно отбирать перспективные стартапы и МСП, обеспечивать им менторство, помощь в составлении бизнес-планов, подключение к инвесторам. Продолжить выдачу льготных микрозаймов, увеличив их максимальную сумму и расширив категории получателей (в том числе самозанятых). Ввести гранты для малых предприятий на цифровизацию и инновации (например, компенсировать 50% затрат на внедрение CRM, онлайн-касс, оборудования). Стимулировать сотрудничество крупного бизнеса с МСП: разработать региональный реестр подрядчиков-МСП для промышленных предприятий, поощрять менторские программы, когда успешные компании наставляют малые. Цель – к 2030 г. увеличить долю МСП в ВРП и экспорте, а также приблизиться к показателю развитых стран (99% предприятий – МСП , что означает активное создание новых фирм).

Развитие человеческого капитала и науки.Реализовать комплекс мер по подготовке кадров под запрос новой экономики. Создать при ведущих вузах (Южном федеральном университете, ДонГАУ) центры опережающей подготовки, где совместно с работодателями разрабатываются программы обучения конкретным навыкам (инженерия, агрономия, логистика, ИТ). Расширить целевой набор и стажировки на региональные предприятия, чтобы выпускники закреплялись в области. Поддерживать научные исследования, связанные с приоритетными отраслями: финансировать через гранты Региона проекты в сфере агротехнологий, новых материалов, энергосбережения. Стимулировать университетско-промышленные кластеры – например, создать на базе ЮФУ технопарк, где малые инновационные компании смогут совместно с учеными коммерциализировать разработки. Эти меры обеспечат бизнес квалифицированными кадрами и инновациями, повысят общую производительность экономики.

Маркетинг региона и привлечение инвесторов.Усилить работу по продвижению имиджа Ростовской области как привлекательной южной инвестиционной площадки. Разработать актуальный инвестиционный бренд региона, позиционирующий Дон как территорию больших возможностей (продолжить кампанию «Сделано на Дону», участие в форумах). Ежегодно проводить Инвестиционный форум Дона, приглашая российских и иностранных инвесторов ознакомиться с проектами и льготами. Организовать целевые бизнес-миссии в другие регионы и страны (например, визиты делегаций Ростовской области в страны Ближнего Востока, Азии) для презентации региональных проектов в АПК, логистике, туризме. Поддерживать двусторонние связи: заключать соглашения о сотрудничестве с лидирующими регионами (Татарстан, Москва, зарубежные провинции). Активно использовать успешные кейсы: показывать примеры инвесторов, которые уже работают в Ростовской области, их отзывы о выгодах. Продвижение и PR инвестиционных успехов создаст эффект привлечения новых игроков, сформирует позитивное восприятие у бизнеса.
Главный вывод:
Внедрение указанных мер в комплексе позволит Ростовской области существенно улучшить инвестиционный климат и условия для развития предпринимательства. Ожидаемые результаты – рост инвестиций и доли частного бизнеса в экономике, появление новых производств и рабочих мест, увеличение налоговой базы. Регион сможет не только укрепить свои традиционные лидерские позиции в АПК, но и привлечь новые отрасли (переработка, логистика, машиностроение, ИТ), сделав экономику более устойчивой и диверсифицированной. Главное – последовательная реализация стратегии с опорой на лучшие практики, диалог с бизнес-сообществом и мониторинг достижений, что обеспечит достижение поставленных целей к 2030 году.
Заказать исследование вашей аудитории и рынка