СЕНТИКО
Стратегия дизайн-кода
Ростова-на-Дону
до 2030 года
снижение визуального шума в городской среде
Введение
Ростов-на-Дону нуждается в комплексном дизайн-коде – своде правил оформления городской среды – чтобы упорядочить визуальное пространство города. Стихийная реклама, хаотичные вывески и разрозненные фасады создают «визуальный шум», снижающий эстетичность и удобство улиц. Дизайн-код поможет исправить эту ситуацию, сделав городскую среду понятной, комфортной и привлекательной для жителей и туристов. В глобальном смысле дизайн-код также нацелен на сохранение культурной и исторической идентичности Ростова-на-Дону, позволяя развитию города происходить без ущерба для его самобытного облика.
Настоящая стратегия опирается на лучшие российские практики – опыт Москвы, Ижевска, Краснодара, Калининграда и других городов, уже внедривших дизайн-код. Эти примеры показывают, что единые стандарты оформления позволяют «уйти от нагромождения большого количества вывесок, не гармонирующих друг с другом», открыть взгляду красоту архитектуры и создать более целостный облик улиц. В Москве, самом успешном примере, с 2014 года по единому стандарту были обновлены вывески на 7,5 тысячах зданий, что преобразило свыше 800 улиц столицы. Ижевск и другие города также отмечают, что дизайн-код – это не только про эстетику, но и про этику: «дизайн-код — это правила тактичного и бережного использования городской среды, уважающие право жителей на комфортную городскую среду». Такая этичная городская среда позитивно сказывается на качестве жизни и инвестиционной привлекательности города.
В Ростове-на-Дону работа над дизайн-кодом уже начата: разработан проект документа, охватывающего правила для рекламно-информационных носителей, вывесок, фасадов, малых архитектурных форм, озеленения, покрытия тротуаров и других элементов благоустройства. Предполагается включить дизайн-код в Правила благоустройства города, что сделает его исполнение обязательным и подкрепит административной ответственностью за нарушения. Стратегия учитывает историко-культурную специфику Ростова – уникальное архитектурное наследие центра и бывшего города Нахичевань – и предлагает поэтапное внедрение в 2025, 2027 и 2030 годах. Документ структурирован по ключевым направлениям (навигация, вывески, фасады, архитектура, озеленение, цветовая гамма, освещение, транспортная инфраструктура) с конкретными рекомендациями, иллюстрированными примерами и таблицами мер для практической реализации городскими властями.
Цели и принципы стратегии
Цель дизайн-кода Ростова-на-Дону до 2030 года – снизить визуальный шум и создать гармоничную, узнаваемую городскую среду без ущерба для исторического облика города. Для достижения этой цели стратегия руководствуется следующими принципами:
Уменьшение визуального шума и беспорядка. Устранение избыточной, кричащей рекламы и хаотичных элементов, засоряющих пространство улиц. Единые стандарты помогут упорядочить вывески, рекламы и мелкие архитектурные формы, устранив визуальный хаос.
Единый стиль и читаемость среды. Формирование понятной, интуитивной среды, где навигация, вывески и благоустройство выполнены в едином стилистическом ключе. Город станет "одинаково удобен и интуитивно понятен" и местным жителям, и гостям.
Сохранение исторической самобытности. Все решения дизайн-кода учитывают уникальный характер Ростова: архитектуру центра и Нахичевани, южный колорит, культурное наследие. Новые элементы вводятся бережно, чтобы подчеркнуть, а не скрыть исторические детали зданий. Дизайн-код призван «сохранить архитектурную ценность исторических зданий», защищая их от визуального загрязнения.
Комфорт и этика городской среды. Стратегия ставит во главу угла удобство и права горожан. Дизайн-код рассматривается как свод «правил тактичного и бережного использования городской среды» – т.е. бизнес и реклама должны уважать право жителей на эстетичный и свободный от препятствий город. Это означает, например, отсутствие баннеров, закрывающих окна, или штендеров, мешающих пройти по тротуару.
Участие сообщества и прозрачность. Разработка и реализация дизайн-кода происходит с участием всех заинтересованных сторон – архитекторов, бизнес-сообщества, краеведов, жителей. В Ростове уже создан Центр компетенций по развитию городской среды, привлекший специалистов по архитектуре, маркетингу, активистов и предпринимателей к работе над документом. Открытое обсуждение и этап общественных консультаций обеспечат учет локальных потребностей и повысят поддержку изменений.
Поэтапное внедрение и реалистичность. Применение новых правил будет поэтапным и гибким, особенно в отношении существующих предпринимателей. Городские власти осознают, что бизнесу требуется время на замену вывесок и переоформление фасадов. Поэтому возможен переходный период 3–5 лет, чтобы предприятия могли постепенно привести свою рекламу в соответствие с требованиями. Такой подход позволит снизить нагрузку на бизнес и повысить принятие дизайн-кода.
Далее в документе представлены конкретные рекомендации по каждому направлению дизайн-кода, с примерами лучших решений и учетом особенностей исторических районов. В заключение описаны этапы реализации (2025, 2027, 2030 годы) с таблицами ключевых мероприятий, ответственных структур и ожидаемых результатов.
Лучшие практики российских городов
Перед формулированием рекомендаций целесообразно проанализировать успешный опыт внедрения дизайн-кода в других городах России. Многие города уже разработали подобные правила, и их примеры демонстрируют как преимущества, так и сложности, которые стоит учесть Ростову-на-Дону.
Москва.
Столица одной из первых ввела полноценный городской дизайн-код (с 2014 г.), и московский опыт считается самым показательным. За 2014–2023 гг. в Москве приведены к единообразию и благоустроены свыше 800 улиц, в том числе исторический центр. Главный упор сделан на унификацию вывесок и наружной рекламы. Ранее каждая торговая точка устанавливала вывески произвольно – разного размера, цвета, шрифта – что портило облик улиц. После введения стандарта оформления все вывески на фасадах стали соответствовать единым требованиям. В результате, как отмечает главный архитектор Москвы, единые требования «помогли уйти от нагромождения вывесок… И самое главное, благодаря стилистически выдержанным вывескам открылся вид на прекрасную архитектуру города». Действительно, теперь ни одна реклама не закрывает лепнину и окна старинных домов – «больше вы нигде не встретите неоновые буквы, загораживающие фасад особняка XIX века». Помимо вывесок, в Москве также унифицированы адресные таблички, указатели, остановки и другие элементы, что сформировало целостный облик. Важен и механизм внедрения: понимая финансовую нагрузку на бизнес, правила вводились поэтапно. Предпринимателям давалось время заменить вывески; новые стандарты сперва применили на центральных улицах, затем распространили на остальные районы. Сейчас в Москве действует принцип: если вывеска соответствует дизайн-коду, не требуется отдельное разрешение от властей – при несоответствии же конструкцию демонтируют, а владельца штрафуют. Такой баланс жесткого контроля и упрощения согласований значительно ускорил наведение порядка. Московский опыт доказывает, что дизайн-код повышает качество городской среды и воспринимается положительно: обновленные улицы стали привлекательнее для пешеходов и бизнеса.
Ижевск.
Столица Удмуртии начала внедрение дизайн-кода с 2018 года, сосредоточившись на центре города. За первый год действия было согласовано около 500 новых вывесок по стандарту. Ижевский подход ценен акцентом на просвещении бизнеса и этической стороне вопроса. Местные власти подчеркивали, что дизайн-код – это в первую очередь «правила уважительного пользования городом» для предпринимателей. В городе создан Центр развития дизайна и городской среды, помогающий внедрять новые стандарты, а контроль возложен на Главное управление архитектуры Ижевска. Предпринимателям объясняют, что аккуратные вывески и упорядоченные фасады – это не прихоть чиновников, а вклад в комфорт горожан и привлекательность улиц для всех. Несмотря на первоначальное сопротивление части бизнеса, постепенно пришло понимание, что «хороший и эффективный дизайн-код – это такой код, который не виден с первого взгляда», но создает приятную среду, где ничто не раздражает глаз. Это высказывание иллюстрирует, что цель – не навязать одинаковый дизайн, а убрать визуально грязные элементы, сделав облик города естественно гармоничным. Опыт Ижевска также показывает важность постоянного диалога с предпринимателями: город проводит разъяснительные встречи, наглядно демонстрирует примеры удачных новых вывесок вместо старых кричащих, чтобы убедить скептиков. К 2023 году дизайн-кодом охвачены не только центральные улицы Ижевска, но и отдельные спальные районы, планируется дальнейшее распространение на весь город. Вывод: успех зависит от сочетания твердого контроля (проверки и требования убрать нелегальные рекламы) и просвещения, убеждения бизнес-сообщества в выгодах общей эстетики.
Краснодар.
Город Краснодар утвердил свой дизайн-код в 2020 году и активно применяет его нормы. Были разработаны подробные «методические рекомендации по оформлению вывесок, фасадов зданий и прилегающих территорий», доступные на специальном сайте. Они охватывают как торговые объекты и жилые дома, так и историческое наследие и даже правила праздничного оформления города. Цель краснодарского дизайн-кода прямо сформулирована: он призван «снизить визуальный шум на улицах, вернуть им визуальную чистоту и привлечь больше пешеходов», что в свою очередь поможет малому бизнесу сохранить клиентов, а городу – повысить качество среды. Важный упор сделан на очистке исторического центра от громоздких реклам: власти демонтировали тысячи устаревших вывесок и щитов. Предприниматели постепенно перестраивают оформление своих витрин по новым правилам. В 2021 году в Краснодаре показательно переоформили ряд фасадов по принципу «до и после»: яркие и броские вывески сменились однотонными, вписанными в архитектуру. Город ведет аккаунт отдела городской среды в социальных сетях, где публикует удачные примеры замены вывесок и благоустройства, наглядно демонстрируя эффект «визуальной чистки». Кроме того, Краснодар подошел комплексно: дизайн-код затрагивает и новое строительство. Например, первый торговый центр, спроектированный уже с учетом требований дизайн-кода, открыли в 2021 году – он стал образцом того, как современные постройки могут соответствовать новым стандартам. Вокруг него сделано качественное благоустройство, а вывески магазинов выполнены по единым правилам (объемные буквы без фоновых панелей, сдержанные тона). Это демонстрирует, что дизайн-код Краснодара влияет не только на существующие улицы, но и на облик новых объектов. В целом краснодарский опыт важен для Ростова тем, что показывает эффективность открытого информирования: все рекомендации выложены в открытый доступ, работает горячая линия по вопросам дизайн-кода, проводятся публичные презентации проектов улиц. Это повышает прозрачность и доверие.
Калининград.
Калининград одним из первых (еще в 2017–2018 гг.) разработал городской дизайн-код, особенно сфокусированный на историческом центре и туристических зонах. Внедрение прошло в тесной связке с программой капитального ремонта: обновляя фасады старых домов, одновременно меняли и вывески на новые, соответствующие стандартам. К 2024 году многие коммерсанты сменили старые вывески на современные, «прозрачные вывески» из отдельных букв или стеклянных панелей, которые дополняют отремонтированные фасады и радуют глаз жителей. Городские власти и фонд капитального ремонта отмечают удачные дизайнерские решения – например, использование прозрачных оснований делает вывеску легкой и ненавязчивой на фоне архитектуры. Параллельно администрация жестко борется с нелегальными рекламными конструкциями: регулярно демонтируются десятки незаконно установленных вывесок и баннеров. В Калининграде, как и в Санкт-Петербурге, действует правило согласования наружной рекламы в исторических районах через органы охраны памятников, что гарантирует соблюдение дизайн-кода в зонах охраны. Урок Калининграда для Ростова-на-Дону: важно увязать дизайн-код с программами благоустройства (ремонта фасадов, дорог и т.д.), чтобы изменения проводились синхронно и комплексно. Также необходим контроль и санкции за несоблюдение – только сочетание поощрения хороших примеров и наказания за нарушения обеспечивает реальный результат.
Другие города.
Помимо вышеупомянутых, свои дизайн-коды реализуют Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Якутск, Иркутск и другие. Каждый город адаптирует общие принципы под свою специфику. Например, для арктических городов разработан отдельный дизайн-код, предусматривающий более яркое освещение и акценты в среде, чтобы компенсировать суровый климат. Якутск внедрил национальные орнаменты в элементы навигации, а Казань учитывает татарский колорит в оформлении вывесок. Везде задача одна – сделать город визуально упорядоченным и сохранить уникальность. Важно отметить и ошибки: если дизайн-код разрабатывается без участия местных жителей, есть риск непонимания. Так, попытка внедрения нового «брендового» дизайн-кода Иркутска внешними консультантами подверглась критике горожан и не прижилась. Вывод – невозможно просто скопировать чужой код: нужно тщательно учитывать локальный контекст. Поэтому Ростов-на-Дону берёт за основу лучшие идеи других городов (унификация вывесок, навигации, мебели и т.д.), но адаптирует их к своей исторической, культурной и климатической специфике.
Рекомендации по направлениям дизайн-кода Ростова-на-Дону
Ниже представлены подробные рекомендации и нормы дизайн-кода по ключевым направлениям городского оформления. Каждая подглава включает принципы и конкретные предложения, основанные на анализе текущего состояния в Ростове, упомянутых лучших практик и с учётом историко-культурных особенностей (особенно для центра и района Нахичевань).
1. Уличная навигация и адресные таблички
Грамотная уличная навигация сделает город удобнее и снизит информационный хаос. В рамках дизайн-кода предлагается внедрить единый стиль указателей, табличек с названиями улиц, номерами домов и навигационных стендов. Сейчас в Ростове-на-Дону используется разнородное оформление адресных табличек и указателей, часто устаревшее или плохо читаемое. Необходимо заменить их на новые, отвечающие следующим требованиям:
Единый дизайн адресных табличек. Разработать шаблон для табличек с названиями улиц и номерами домов: единый шрифт, цветовая гамма и формат. Например, прямоугольные таблички синего или темно-зеленого цвета со светоотражающим белым шрифтом (либо другое сочетание, выбранное по итогам дизайн-проекта). На исторических зданиях предусмотреть классический стиль табличек (например, эмалевые выпуклые знаки), а на современных – лаконичный современный дизайн, но выдержанный в общей концепции. Все таблички должны легко читаться днем и ночью.
Навигационные указатели для пешеходов. В туристических и центральных районах установить указатели направлений к основным объектам (вокзал, набережная, парки, музеи). Выполнить их в едином стиле – стойки или консольные указатели с четкими пиктограммами и надписями на русском и английском языках. Цвет указателей – нейтральный (темно-серый, черный) с контрастным текстом. Это поможет гостям города ориентироваться, не загромождая пространство лишними щитами.
Информационные стенды и карты. В ключевых точках (у ж/д вокзала, на главных площадях, около крупных парков) разместить стандартные городские стенды с картой центра, схемой транспорта и важными правилами. Они должны иметь фирменное оформление Ростова, включающее цвета и шрифты дизайн-кода, и быть выдержаны в едином стилевом ключе с остальными элементами навигации.
Единый стиль туристической навигации. Разработать серию указателей для туристических маршрутов (например, «Исторический Ростов» или «Прогулка по Нахичевани») – с отличительным цветовым кодом, но в рамках общей дизайн-системы города. Это усилит туристическую привлекательность, не создавая при этом визуальный диссонанс.
Стандартизация вывесок учреждений. Для государственных учреждений, больниц, школ и прочих внедрить стандарт вывесок (табличек на зданиях) – например, все таблички госучреждений в едином формате (размер, материал, шрифт), чтобы горожане сразу опознавали их, а фасады не пестрели разнокалиберными досками.
В итоге уличная навигация Ростова-на-Дону станет последовательной и интуитивно понятной. Новые указатели и таблички устранят дублирующие и устаревшие знаки, уменьшив визуальный шум. Горожане и гости будут быстрее находить нужные адреса, а внешний вид улиц станет аккуратнее. Важный эффект – повышение имиджа города как современного и гостеприимного, ведь понятная навигация является признаком комфортной городской среды.
2. Вывески и фасады коммерческих помещений
Коммерческие вывески – один из главных источников визуального шума в городе. Поэтому дизайн-код уделяет особое внимание правилам размещения и оформления вывесок магазинов, кафе, офисов и других объектов. Цель – вписать вывески в архитектуру зданий, сделать их информативными, но неброскими. Рекомендуются следующие меры:
Ограничение размеров и расположения. Установить четкие габаритные ограничения для вывесок на фасадах. Согласно лучшим практикам, вывеска не должна подниматься выше линии второго этажа здания. Все рекламные конструкции размещаются только на свободных от архитектурных деталей участках фасада и не могут перекрывать элементы декора, карнизы, окна, двери и балконы. Для угловых зданий – одна вывеска на фасад с каждой стороны, не более. Запретить размещение вывесок на крыше или над парапетом здания (кроме случаев, специально оговоренных для крупных объектов).
Требования к стилю и материалам. Предпочтительный формат вывески – объемные буквы или отдельные символы без сплошной подложки. Именно такой формат (без фоновых щитов) делает вывеску более легкой и элегантной, не закрывая фон стены. Яркие световые короба рекомендуется минимизировать; если используются, то тонкие и в цвет фасада. Неоновые и мигающие вывески в историческом центре должны быть запрещены либо строго регламентированы (например, только внутренняя неоновая подсветка букв допустима). Материалы – высококачественные, устойчивые: металл, акрил, дерево (для этно-стилизации в определенных кварталах). На зданиях до 1950-х годов предписать особо деликатный подход: вывески только из отдельных объемных букв классического шрифта, консоли (вывески перпендикулярно фасаду) размером не более 50×50 см.
Цветовая гамма вывесок. Цвет букв и логотипов должен сочетаться с фасадом. Рекомендуется использовать однотонные или двухцветные вывески вместо пестрых. Краснодар, например, заменил кричащие разноцветные вывески на однотонные, благодаря чему исторические фасады обрели опрятный вид. В Ростове следует ограничить использование кислотных, неоново-ярких цветов в наружных вывесках. Оптимально – белые или приглушенные оттенки на контрастном фоне либо фирменные цвета бренда, но в приглушенной гамме.
Подсветка и режим работы вывесок. Регламентировать подсветку вывесок: она должна быть статичной (никакого мерцания или бегущих строк в окнах), яркость – умеренной. Запретить прожекторы, направленные в сторону жилых окон (были случаи, когда вывески засвечивали окна домов – этого впредь не должно быть). Для цифровых экранов установить ограничения по яркости и времени работы (например, выключение после 23:00). Такая мера снизит световое загрязнение и ночной визуальный шум.
Стилистическое зонирование. В дизайн-коде можно предусмотреть разные стили вывесок для различных районов при сохранении общих правил. Например, в историческом центре и Нахичевани – более классический стиль (шрифты без засечек или старинные шрифты, кованые консоли в дореволюционном стиле), а в новых районах – современный минимализм. Однако и там, и там вывески подчиняются единым базовым требованиям по размеру, размещению и т.д. Это позволит сохранить «разнообразие стилей», характерное для южного города, не скатываясь в хаос.
Рекламные конструкции и баннеры. Запретить размещение больших рекламных баннеров на фасадах зданий, особенно в центре. В крайних случаях (например, при ремонте здания) баннер может вешаться временно, по согласованию, и должен соответствовать эстетике (например, сетка с изображением фасада или нейтральной графикой). Выносные штендеры (раскладные рекламные стойки) на тротуарах – разрешать только при наличии достаточного места и по единому стандарту либо вовсе запретить в центральных зонах, заменив стационарными указателями.
Единые стандарты витрин. Для магазинов с витринными окнами ввести рекомендации по оформлению витрин: не загромождать их обратной стороной баннеров и громоздкими конструкциями. Идеально, чтобы витрина оставалась полупрозрачной, выставка товаров – аккуратной, а информация о скидках и акциях – на небольших постерах стандартного размера. Таким образом, город получит живые витрины, а не заклеенные наглухо окна.
Процедура согласования и контроль. Упростить для предпринимателей процесс приведения вывесок в соответствие: разработать понятные шаблоны решений и буклет «Как сделать вывеску по дизайн-коду». Если бизнес следует рекомендациям (размер, место, материалы по стандарту) – выдача разрешения должна происходить в уведомительном порядке, быстро и без бюрократии. Если же вывеска установлена с нарушениями – предусмотреть механизмы принуждения к переделке: предупреждение, затем штраф и демонтаж за счет нарушителя. В Краснодаре и Калининграде уже активно демонтируют незаконные вывески (десятки каждую неделю) – Ростову следует взять это на вооружение. Для мониторинга создать онлайн-платформу или привлечь общественных инспекторов, чтобы быстро выявлять нарушения на улицах.
Реализация этих мер приведет к радикальному уменьшению визуального шума от рекламы. Улицы Ростова-на-Дону станут восприниматься целостно: архитектура домов выступит на первый план, а вывески будут информировать, не крича. Малый бизнес выиграет от более опрятного облика улиц, потому что по чистой, уютной улице люди гуляют охотнее и доверие к таким магазинам выше. В исторических районах восстановится аутентичная атмосфера – без современного визуального мусора, что также привлечет туристов.
3. Архитектурные рекомендации для новых зданий и реноваций
Дизайн-код должен направлять развитие городской застройки, чтобы новые здания и реконструкции гармонировали с существующим обликом Ростова-на-Дону, особенно в исторических кварталах. Здесь важно сохранить уникальную архитектурную среду, не останавливая при этом прогресс. Ключевые рекомендации:
Регламенты для исторических районов. В центральной части города и в районе бывшей Нахичевани необходимо установить специальные правила для новой застройки и реконструкций. Эти зоны – ценные исторические городские ландшафты с застройкой XIX – начала XX века, и любая новая постройка должна вписываться в окружение по масштабу и стилю. Рекомендуется ограничить высоту новых зданий в историческом центре уровнем карниза соседних исторических домов (как правило, 3–5 этажей). Архитектурный стиль новых строений – нейтральный фон или стилизованный под существующий (но без имитации "псевдостарого" вульгарного декора). Материалы фасадов – высококачественные, предпочтительно штукатурка спокойных тонов, кирпич, натуральный камень, лепной декор, если уместен. Например, если возводится новое здание рядом с памятником архитектуры, его фасад может повторять линии карнизов, оттенок и ритм окон соседей, чтобы город рос без ущерба для своей исторической самобытности. Для района Нахичевань, имеющего свою специфику (традиции армянской купеческой архитектуры), можно разработать отдельный набор стилистических рекомендаций – например, по оформлению дворов, ворот, характерным деталям, чтобы сохранить дух старой Нахичевани.
Архитектурные конкурсы и экспертиза. Ввести практику обязательного архитектурного совета или конкурса для знаковых новых проектов в центре города. Например, проекты зданий на главных улицах или набережной Дона должны проходить через Градостроительный совет с участием независимых архитекторов и главного художника города. Это позволит отсеять диссонансные предложения на ранней стадии. Такая экспертиза должна опираться на дизайн-код: проверять соответствие цветовой палитре, материалам и общему стилю района. Иными словами, дизайн-код станет частью технического задания при разработке проектов.
Фасады и отделка при реконструкции. При капитальном ремонте и реконструкции существующих зданий (особенно советских и современных, не имеющих охранного статуса) необходимо применять материалы и цвета, гармонирующие с окружающей застройкой. Например, при утеплении и облицовке фасадов недопустимо использование кричащих цветных панелей – вместо этого выбирать спокойную гамму, предусмотренную палитрой города (см. раздел о цвете). Отдельное внимание – балконам и лоджиям: по дизайн-коду их остекление и оформление тоже регламентируется (единый стиль перил, запрет выносных кондиционеров на фасадной части и пр.). Это предотвратит разнокалиберное остекление, которое сейчас портит внешний вид многих домов.
Интеграция современных зданий. Для новых архитектурных акцентов (бизнес-центры, торговые комплексы, высотные здания вне исторического центра) дизайн-код рекомендует современный стиль, однако с учетом общей южной идентичности Ростова. Как отметили эксперты, южным городам присуща более смелая архитектура, яркие акценты и смешение стилей. Ростов – город с элементами авангарда (конструктивизм, знаменитый театр Горького) и богатым эклектичным наследием. Поэтому при строительстве новых знаковых зданий можно и нужно искать современные формы, но вдохновленные местным наследием. Например, использовать мотивы конструктивизма (лаконичные геометрические объемы) или южной эклектики (яркий орнаментальный элемент на фасаде). Важный ориентир – не создавать архитектуру "как везде", а подчеркнуть уникальность. В то же время, излишне футуристичные или чуждые образы должны корректироваться. Проще говоря, небоскреб в стиле Дубая в центре Ростова неприемлем, а современное здание с отсылкой к местной традиции – приветствуется.
Сокращение визуальных технических шумов на фасадах. Дизайн-код вводит правила размещения технических элементов на фасадах: кондиционеры, спутниковые антенны, проводка – все это сильно влияет на восприятие улицы. Предлагается: новые здания проектировать сразу со скрытыми системами кондиционирования или едиными местами для наружных блоков на задних фасадах; при реконструкции исторических зданий предусмотреть ниши или экраны для кондиционеров, чтобы убрать хаотично развешанные "коробки" с главных фасадов. Антенны и провода – переносить по возможности во внутренние дворы или под землю. Эти меры значительно улучшат внешний вид, особенно в центре, где сегодня многие красивые дома испорчены сплошь увешанными кондиционерами.
Детали и малые архитектурные формы при новых проектах. Приводя в соответствие крупную архитектуру, не забывать о мелочах: при любом строительстве или ремонте сразу закладывать новые элементы благоустройства по дизайн-коду (скамьи, ограждения, светильники – см. соответствующие разделы). Например, если строится новое офисное здание, около него сразу должны появиться скамейки и урны городского стандартного образца, а не случайные. Таким образом, дизайн-код становится частью комплекса работ.
В итоге, следуя этим рекомендациям, новая архитектура будет дополнять, а не разрушать облик Ростова-на-Дону. Городское пространство будет развиваться эволюционно: старые районы сохранят свое очарование, а новые стройки обогатят город, не вводя диссонанса. Через 5-10 лет горожане заметят, что в городе нет больше "страшных утюгов" и безвкусных зданий – каждый новый дом строится с оглядкой на место. Это повысит инвестиционную привлекательность (красивый город охотнее выбирают для жизни и бизнеса) и укрепит гордость жителей за родной Ростов.
4. Озеленение, благоустройство и малые архитектурные формы
Зеленые насаждения и элементы благоустройства играют огромную роль в восприятии города. Для южного города, каковым является Ростов-на-Дону, "городской код связан с природой, зеленью" и разнообразием формы и цвета. Настоящая стратегия предусматривает значительное усиление озеленения улиц и единую стилистику малых архитектурных форм (МАФ) – лавочек, урн, ограждений, киосков и прочего. Это должно снизить визуальный шум (зелень смягчает избыточную рекламу, МАФ в едином стиле не дробят пространство) и повысить комфорт среды. Рекомендации:
Озеленение улиц и дворов. Разработать программу «Зеленый Ростов» в рамках дизайн-кода: высадка новых деревьев вдоль основных улиц, особенно там, где сейчас голый тротуар. Предпочтение отдавать породам, характерным для южного климата (каштан, липа, платан) – они создадут тень и улучшат микроклимат. Схема посадки – ритмичная, через равные интервалы, чтобы сформировалась аллея. В местах, где нет возможности посадить большие деревья, установить крупные напольные кашпо с декоративными кустарниками или цветами (и также выдержанные в одном стиле/цвете горшки). Зеленые насаждения визуально объединят улицу, отвлекут внимание от оставшихся дисгармоничных элементов и уменьшат пылевую нагрузку. Для Нахичевани, известной своими двориками и садиками, можно инициировать конкурс на самый зеленый двор или улицу, поддерживая традицию озеленения частными силами жителей.
Единый дизайн малых архитектурных форм. Все постоянные элементы благоустройства должны соответствовать единой дизайн-линии. Ввести типовой каталог МАФ для Ростова-на-Дону: в нем указаны модели скамеек, урн, фонарных столбов, ограждений, цветочниц, информационных стендов, которые разрешено устанавливать в городе. Этот набор разработать с учетом стилистики города – возможно, 2-3 линейки: историческая (например, чугунные ажурные фонари и скамьи с элементами ковки для центра) и современная (лаконичные формы из металла и дерева для новых районов). Цветовая гамма МАФ – согласованная с общей палитрой (обычно это черный, серый, темно-зеленый или коричневый для скамеек и фонарей). Применение каталога: при благоустройстве улицы или сквера выбирать элементы только из каталога, чтобы не получилось разнобоя. Постепенно заменить разнородные существующие лавочки и урны на типовые при ремонтах.
Благоустройство пешеходных зон. Расширять и обустраивать тротуары, пешеходные улицы согласно дизайн-коду. Хороший пример – опыт Краснодара: у нового торгового комплекса на улице Платановой разбит широкий тротуар, разделенный на зоны кустарником: одна – проход с лавочками, другая – приватная с уличными столиками кафе. Ростову следует внедрять подобные решения: где позволяет ширина улицы, создавать двойные тротуары – часть вдоль фасадов для витрин и кафе (с местом для летних площадок), а внешняя часть – аллея с деревьями и скамейками для отдыха. Такие разделенные зеленью тротуары и прогулочные бульвары (например, на Ворошиловском проспекте или Большой Садовой) и визуально, и функционально улучшат улицу. Мощение тротуаров – также по стандарту: использовать плитку или натуральный камень единого образца по всей длине улицы, избегая смены материалов. Цвет плитки – нейтральный (серый, песочный), рисунок – простой (например, чередующийся квадрат), чтобы мостовая выглядела целостно.
Оформление и дизайн киосков, павильонов. Малые торговые объекты (киоски прессы, павильоны цветов, уличные кофе-точки) часто становятся источником визуального хаоса из-за пестроты. Дизайн-код вводит единый стандарт для таких объектов: типовые проекты киосков с учетом городской стилистики. Например, все газетные киоски – одного дизайна (с округлой крышей и цветом, согласованным с остальной гаммой города). Рекламу на них – по минимуму, только название и витрина. Размещение новых киосков – только по схемам, утвержденным с учетом обзорности и без препятствия движению. Старые разномастные ларьки постепенно заменить на новые или убрать. Это сократит хаос на тротуарах.
Ограждения и заборы. В центре города и на главных улицах стремиться к открытости пространства: по возможности убирать глухие заборы, заменяя их невысокими декоративными ограждениями или зелеными изгородями. Если ограды необходимы (например, вокруг учреждений, парков) – использовать стандартный дизайн: металлические решетки простого рисунка высотой не более 1,2 м, в темном цвете. Это касается и ограждений вдоль дорог: стандартные секции черного или темно-зеленого цвета, без ржавчины и поломок (отслеживать и вовремя красить/менять). Убрать случайные разные заборчики у кафе, офисов – если надо отделить летнюю веранду, то только унифицированной переносной изгородью из каталога.
Единый стиль указателей. Помимо крупных навигационных стел (раздел 1), есть мелкие указатели – например, номера подъездов, маркировка парковочных зон, таблички «не парковать» и прочее. Эти элементы тоже стандартизировать: все информационные таблички (кроме адресных) выполнить в одном стиле (например, белый фон, черный текст определенным шрифтом, с логотипом города). Сейчас такие детали часто разрозненны и портят вид – в будущем даже мелкий знак будет выглядеть частью общей визуальной системы.
В результате реализации этих мер благоустройства и озеленения, Ростов-на-Дону приобретет черты настоящего южного сада-города. Улицы, утопающие в зелени, с тенистыми аллеями и удобными лавочками, будут притягивать людей для прогулок и отдыха. Единство малых форм – от фонарей до урн – создаст ощущение порядка и законченности городской картины. При этом неоднородность прошлого (разные лавки, киоски, заборы) исчезнет, что снизит визуальный шум. Зеленые насаждения смягчат доминирование бетонных и асфальтовых поверхностей, улучшат экологию. Особое внимание к озеленению Нахичевани вернет этому району статус зеленого, тихого уголка, каким он был исторически. Общий эффект для горожан – рост комфорта: в тени деревьев и на удобных скамейках люди проводят больше времени на улице, улицы оживают. Город станет более человечным и привлекательным для проживания.
5. Цветовая палитра города
Единая цветовая палитра – важный элемент дизайн-кода, она обеспечивает визуальную целостность застройки и элементов благоустройства. В то же время для Ростова-на-Дону как южного города характерна «разнообразная колористика, смешение стилей... наличие ярких разнообразных зданий». Стратегия предполагает выработать сбалансированную цветовую политику: задать рекомендуемые базовые цвета и их сочетания для фасадов и сооружений, но сохранить возможность умеренных ярких акцентов, отражающих южный колорит.
Основные положения цветового регламента:
Базовая гамма фасадов. Исторические здания Ростова традиционно окрашивались в пастельные и теплые тона – кремовый, охристый, светло-серый, желтоватый, розоватый. Дизайн-код будет поощрять использование именно этой классической пастельной палитры при ремонте и покраске фасадов в центре и Нахичевани. Например, установить 5-7 допустимых цветов (с вариациями насыщенности) для исторического центра: светло-бежевый, слоновая кость, светло-оливковый, терракотовый (для деталей) и т.д. Новые здания также желательно оформлять в нейтральных тонах (белый, серый, беж) с небольшими цветными акцентами. Это создаст гармоничный фон, на котором зелень и архитектурные детали будут смотреться выгодно.
Яркие акценты и исключения. Вместе с тем, учитывая южный характер города, разрешается дозированное применение более ярких цветов для отдельных элементов – двери, оконные рамы, балконные ограждения могут быть темно-синими или бордовыми, купола церквей – бирюзовыми и т.п., если это исторически или стилистически оправдано. Но доминирующий цвет фасада остается нейтральным. В Нахичевани, возможно, имеет смысл позволить чуть более смелую палитру отдельных домов (этот район всегда отличался самобытностью). В целом правило такое: яркий цвет – как акцент, а не на всей плоскости фасада.
Цвет для малых форм и навигации. Все городские объекты (скамейки, фонари, ограды, указатели) должны быть окрашены в согласованные цвета, которые дополняют фасадную гамму, а не спорят с ней. Обычно выбираются 1-2 основных цвета для городского оборудования. Предлагается, к примеру, темно-зеленый (традиционный цвет парков и оград в южных городах) – для скамеек, урн, фонарей в парках и исторических местах; и темно-серый/графитовый – для элементов в современных кварталах и навигации. Эти цвета нейтральны, не привлекают лишнего внимания, зато придают элегантность. Яркие цвета для лавочек или урн (красные, синие), как иногда делается, – исключить, так как они создают пестроту. Единственное исключение – детские площадки, где уместны разноцветные элементы, но и там должна прослеживаться общая гамма (набор из 3-4 совместимых цветов для всего города).
Раскраска фасадов и рекламы. Запретить самовольную раскраску фасадов в броские корпоративные цвета. Например, нередкая ситуация: сетевой магазин красит весь первый этаж здания в фирменный оранжевый или красный цвет – такое недопустимо, если это не согласовано. Дизайн-код четко укажет, что брендинг на фасадах возможен лишь в формате вывески и небольших декоративных элементов. Целиком же здание (особенно историческое) не должно становиться билбордом. Корпоративные цвета могут присутствовать внутри витрин или на вывесках установленного образца. Это сохранит целостность улицы – соседние здания не "спорят" цветами.
Баланс уникальности и единства. Для Ростова важно не перегнуть палку в унификации цветов – город славится живописностью. Поэтому подход такой: задаются основные фоновые цвета, а уникальные объекты могут иметь свой цвет при условии, что он не нарушает общий ансамбль. Например, знаменитый розовый дом или ярко-бирюзовый особняк могут остаться своими цветами как акцент улицы, но рядом стоящие дома будут спокойных тонов, чтобы не конкурировать. Таким образом, сохраняются "изюминки" в городской палитре.
Применение при ремонте. В правила благоустройства внести пункт: при выдаче разрешения на ремонт фасада или строительство требуется согласование цвета отделки с управлением архитектуры по каталогу дизайн-кода. То есть собственник дома при подаче документов выбирает цвет из утвержденной палитры (или обосновывает нестандартный историческим фото). Это избавит от ситуации, когда каждый красит в случайный цвет "на свой вкус". Постепенно, по мере ремонтов, разноцветное лоскутное одеяло фасадов сменится продуманной гармоничной картиной.
В целом реализация цветовой стратегии приведет к тому, что город приобретет узнаваемую колористическую идентичность. Когда говоришь "Ростов-на-Дону", будет вспоминаться определенная гамма – например, теплые песочные фасады в зелени платанов, с вкраплениями терракотовых крыш. Цвет перестанет быть источником хаоса, вместо этого он станет инструментом брендинга города. Гармоничные сочетания цветов улучшат психологическое восприятие среды: мягкие природные тона успокаивают и радуют глаз, в отличие от агрессивной пестроты. К 2030 году планируется, что основная масса зданий в центре и на главных улицах будет перекрашена в рекомендованные цвета (через программу капремонта или стимулирование владельцев). Это качественно обновит облик Ростова: он станет выглядеть цельно, ухоженно и со своим характером.
6. Освещение и визуальная идентичность ночного города
Когда наступает вечер, городская среда меняется – и правильно организованное освещение способно как украсить город, так и создать новый вид визуального шума (если, например, слишком много разномастных источников света, неоновой рекламы). Стратегия дизайн-кода Ростова-на-Дону включает раздел по световому дизайну города и его ночной визуальной идентичности. Основные задачи: обеспечить достаточное и эстетичное освещение улиц, подчеркнуть архитектуру, но убрать лишнюю пестроту от рекламных огней и добиться единого подхода в световом оформлении. Рекомендации:
Единый стиль фонарей и светильников. Продолжая тему малых архитектурных форм, уличные фонари выбираются из одного модельного ряда (исторические фонари в центре – ретростиль с несколькими лампами на столбе, в новых районах – современная LED-опора лаконичного дизайна). Важно выбрать единую цветовую температуру ламп: например, теплый белый свет (3000К) для исторических районов, чтобы подчеркнуть теплые тона фасадов, и нейтральный белый (4000К) для магистралей и современных зон. Избежать ситуации, когда на одной улице часть фонарей дает желтый свет, часть – белый. Все опоры окрашены в цвет, предусмотренный дизайн-кодом (черный/серый). Расстояние между фонарями, высота – по нормативам, чтобы было равномерно светло и безопасно.
Архитектурная подсветка зданий. Разработать световой мастер-план для подсветки ключевых зданий и достопримечательностей. В Ростове много красивых зданий, которые в темноте теряются. Дизайн-код рекомендует подсвечивать: фасады театров, музеев, административных зданий, главные храмы, мосты, набережную. Подсветка должна быть художественной, но сдержанной – обычно это прожекторы теплого света, направленные снизу на фасад, подчеркивающие колонны, башни и т.д. Цветная динамическая подсветка возможна точечно (например, для одного-двух объектов в особых случаях – телевышка, стадион, торговый центр – с праздничной иллюминацией). Однако общий подход – ночной Ростов предстает элегантно освещенным в теплых тонах, без излишнего "цирка". Все проекты подсветки проходят через главного художника города, чтобы вписаться в общую концепцию.
Контроль светящейся рекламы. Как уже говорилось в разделе вывесок, необходимо строго регламентировать светодиодные экраны и вывески. В частности, крупные медиаэкраны рекомендуется вовсе не размещать в исторических кварталах. В современных районах экраны допустимы, но с ограничением яркости (не более определенной кд/кв.м в ночное время) и обязательным отключением или снижением яркости после определенного часа. Неоновые вывески и витрины – только внутри помещений или с минимальной наружной экспозицией. Главное, чтобы ночью город не превратился в нагромождение разноцветных бликов, мешающих восприятию.
Навигация и пешеходы ночью. Освещение пешеходных переходов – важнейший момент безопасности. Дизайн-код предписывает оборудовать все переходы в центре дополнительной подсветкой (LED-прожекторы на знаках или в дорожном полотне), но при этом эти устройства должны быть стандартного типа и не слепить глаза водителям или пешеходам. Подсветка туристических указателей и знаков – при необходимости, тоже в едином стиле (например, небольшие встроенные светильники в навигационные стелы).
Ночная иллюминация и праздники. Разработать единый план новогоднего и праздничного оформления города: какие улицы украшаются гирляндами, каковы цвета и типы этих гирлянд. Стремиться к тому, чтобы даже праздничная иллюминация смотрелась стильно и была частью визуального кода города. В Краснодаре, например, методические рекомендации по новогоднему оформлению предписывают использование бело-золотой гаммы огней – Ростову тоже стоит определить "фирменный" стиль праздников. Это избавит от разномастных украшений, когда каждый магазин вешает что хочет. Город может централизованно закупить гирлянды и декор для главных улиц в едином дизайне.
Снижение светового загрязнения. Кроме красоты, важно учитывать и экологию: направлять свет приборов так, чтобы минимизировать засветку неба (использовать колпаки на фонарях, направленный вниз свет). Также не допускать, чтобы мощные светильники светили в окна жилых домов. Это часть норм комфортной среды.
В итоге, при следовании этим рекомендациям, ночной Ростов-на-Дону обретет гармоничный облик. Главные архитектурные доминанты будут эффектно подсвечены, создавая вечерний образ города – красиво освещенные театры, собор, здания на главной улице сформируют узнаваемый ночной силуэт. Улицы станут безопаснее благодаря равномерному освещению, при этом исчезнет раздражающая пестрота вывесок – больше не будет ситуаций, когда одна витрина светит ярким синим светом, другая – красным. Вместо этого – умеренная, благородная подсветка. Город сможет позиционировать свою ночную атмосферу как "ночной Ростов – уютный огнями, а не кричащий неоном". Туристы будут с удовольствием гулять вечером, фотографировать подсвеченные достопримечательности. А жители почувствуют спокойствие и комфорт на вечерних улицах.
7. Элементы транспортной инфраструктуры (остановки, переходы, парковки, указатели)
Элементы транспортной инфраструктуры – автобусные остановки, дорожные указатели, светофоры, парковочные зоны – часто воспринимаются утилитарно, но они сильно влияют на визуальный облик города. В рамках дизайн-кода Ростова-на-Дону необходимо стандартизировать и улучшить эти элементы, чтобы они были функциональны и эстетичны, не создавали лишнего шума и вписывались в городскую среду. Ключевые направления:
Остановки общественного транспорта. Внедрить единообразный дизайн остановочных павильонов. Сейчас остановки разномастные – где-то старые металлические, где-то новые стеклянные, некоторые перегружены рекламой. Предлагается выбрать одну-две модели павильонов – современного типа с навесом, боковыми стеклянными стенками и скамейкой. Цвет – нейтральный (серый, черный) или фирменный цвет города, материал – металл + закаленное стекло. На каждой остановке – стандартная табличка с названием остановки и маршрутов (большим четким шрифтом, дублировано латиницей при необходимости). Рекламные лайтбоксы на остановках допускаются только в специально отведенных местах и единично, чтобы не оклеивались хаотично. Все новые остановки должны выглядеть аккуратно и одинаково, будь то в центре или на окраине. Их установка – по городскому графику (заменить старые в течение 3-5 лет). Дополнительно: около каждой остановки – урна и, где возможно, скамья вне павильона, также стандартного вида.
Пешеходные переходы и дорожные знаки. Дорожная инфраструктура обычно регламентируется ГОСТами, но дизайн-код может доработать детали. Все пешеходные переходы должны иметь одинаковое обозначение "зеброй" установленного образца (белая термопластиковая разметка нужной ширины). Знаки "Пешеходный переход" – нового образца со светодиодной окантовкой (для безопасности) на единых опорах. Если применяются ограждения вдоль проезжей части у перехода, то исключительно стандартного дизайна (см. раздел об ограждениях). Следует провести "ревизию дорожных знаков": убрать избыточные дублирующие знаки, консолидировать их на меньшем числе опор (чтобы столбов было меньше). Часто визуальный шум на улицах создает именно лес из дорожных знаков – после аудита останутся только необходимые, установленные по единым правилам высоты и размещения. Там, где возможно, крепить знаки на зданиях (угловых домах) вместо отдельных стоек – с согласованием, чтобы не портить фасады.
Парковочное пространство. Парковки и связанные с ними элементы (паркоматы, информационные щиты, разметка) должны быть оформлены в общем ключе. Разметка парковочных мест – единым белым или синим цветом (если дифференциация зон), с четкой линией. Паркоматы – одного типа по всему городу, окрашены в нейтральный цвет, с наклейками в стиле городской навигации. Знаки, указывающие парковочные зоны и ограничения, – размещать рационально, избегая избыточности. В центре по возможности сокращать уличную парковку, перенося ее в дворы или паркинги, чтобы улицы стали визуально свободнее от автомобилей. Там, где строятся многоуровневые паркинги, их фасады также регламентировать дизайн-кодом (перфорированные панели с нейтральным рисунком, вертикальное озеленение на фасадах парковок – чтобы они не выглядели как бетонные коробки).
Транспортные указатели и информационные щиты. К ним относятся указатели направлений на дорогах (например, зеленые знаки на выездах), щиты с названиями районов, схемы движения на больших развязках. Все они должны быть приведены к единому стилю: единый шрифт (читаемый с дистанции), цветовое кодирование (например, основная сеть – зеленые указатели, туристические достопримечательности – коричневые указатели в соответствии с международной практикой). Сейчас в Ростове такие туристические щиты (коричневые) присутствуют, но их немного – следует расширить их число, включив ключевые объекты (театры, музеи, исторические места) с указанием расстояния стрелками на перекрестках. Дизайн-код оговаривает размеры таких указателей и размещение – чтобы они не перекрывали друг друга. Также предусмотреть указатели для велосипедной инфраструктуры, если будут велодорожки – эти элементы тоже сделать в общей стилистике (например, зеленые таблички с велосипедом и направлением).
Общественный транспорт – внешний вид. Неотъемлемая часть городского визуального пространства – автобусы, троллейбусы, трамваи. Их окраска тоже влияет на восприятие улиц. Рекомендуется разработать новую унифицированную ливрею городского транспорта (если это не сделано ранее): в цветах города, с нанесением герба или логотипа. Автобусы одного цвета (например, сине-белые или зелено-белые), трамваи – возможно, красно-белые (сохраняя историческую традицию) – главное, чтобы это было осознанное дизайнерское решение, а не случайные расцветки от разных поставщиков. Такой подход, помимо эстетики, работает на визуальный брендинг города – как знаменитые желтые трамваи Лиссабона или красные автобусы Лондона. Для Ростова можно выбрать свою комбинацию. В рамках до 2030 года обновить или перекрасить большую часть подвижного состава по этой схеме.
Внедрив единые стандарты для транспортных элементов, город получит более упорядоченное и приятное уличное пространство. Остановки станут "городской мебелью", украшающей улицы, а не разношерстными будками. Переходы и знаки будут понятнее и не станут привлекать внимание излишне – только выполнят свою функцию. Парковки перестанут бросаться в глаза хаосом автомобилей на тротуарах, ибо будет четко выделено, где можно, а где нет, и лишние машины убраны с видов. Целостный подход к этим деталям повысит удобство передвижения и снизит раздражение: когда все понятно (где остановка, где переход) и нет "визуального мусора", внимание водителей и пешеходов фокусируется на дороге, на архитектуре, а не на разглядывании десятка противоречивых табличек.
Учет исторического и культурного контекста
Особое значение в стратегии дизайн-кода имеет учет исторической и культурной специфики Ростова-на-Дону. Город имеет богатое наследие: от дореволюционных особняков и купеческих домов центра до самобытной атмосферы Нахичевани-на-Дону (исторического армянского района, ныне часть города). Дизайн-код призван защитить и подчеркнуть эту уникальность. Поэтому во всех вышеперечисленных направлениях будут сделаны поправки для исторических зон.
Основные подходы:
Отдельный регламент для центра и Нахичевани. В составе дизайн-кода следует выделить главу, посвященную историческим районам. Туда включить строгие ограничения на вывески (минимальный размер, классические материалы – см. разд. 2), особую цветовую палитру (пастельные тона – см. разд. 5) и правила размещения любого нового оборудования (кондиционеры, спутниковые тарелки – только с внутренней стороны зданий). Фактически исторический центр Ростова и бывшая Нахичевань объявляются территорией с особым визуальным статусом. Все проекты изменений во внешнем облике в этих зонах должны дополнительно согласовываться с управлением по охране объектов культурного наследия. Если здание является памятником – только индивидуальный проект оформления по принципам дизайн-кода плюс требованиям реставрации. Эта мера предотвратит случаи, когда ценное историческое здание портится неуместной рекламой или краской.
Сохранение аутентичных деталей. При реализации дизайн-кода важно не уничтожить подлинные старые элементы, заменяя их на новодел. Например, если сохранилась старинная вывеска или табличка – ее стоит сохранить как дань истории (конечно, если она не оскорбляет глаз и не противоречит современности). Можно интегрировать ее как арт-объект. То же касается, например, мозаичных указателей улиц советского периода – их можно оставить. Дизайн-код не должен стереть слои истории, он лишь убирает хаос последних десятилетий.
Культурная самобытность Нахичевани. Этот район отличает планировка (прямоугольная сетка улиц), особая архитектура (низкие дома, часто с двориками), армянское культурное влияние (когда-то тут звучала армянская речь, были вывески на армянском). Сейчас это историческое поселение, которое утратило название, но сохранило дух. Возможно, как элемент культурного уважения, в дизайн-коде предусмотреть дублирование названий некоторых исторических мест на армянском языке на информационных табличках или стендах (например, указать старое название Нахичевани). Также можно использовать национальные орнаменты в оформлении парков или скверов Нахичевани (в рисунке мощения или оград). Это тонкие штрихи, которые подчеркнут мультикультурность Ростова.
Материалы и технологии для реставрации. В дизайн-коде дать рекомендации по материалам для ремонтных работ на старых зданиях: побуждать использовать натуральные материалы (известковая штукатурка, древесина в окнах, керамическая черепица для крыш), а не дешевый пластик. Например, вместо пластиковых окон – деревянные окна современного изготовления, но внешне повторяющие исторические рамы (такое возможно в рамках программ софинансирования). Для крыш – если и менять, то на близкий по виду материал (металл под черепицу, а лучше настоящую черепицу на особо ценных улицах). Эти нюансы важны, чтобы не было диссонанса: свежая вывеска сделана по кодексу, а рядом весь балкон обшит пластиковыми панелями. Должен быть комплексный подход к эстетике здания.
Экскурсионные маршруты и просвещение. Помимо чисто регулятивных мер, включить в стратегию блок работы с населением и гостями: установить по историческим районам информационные стенды с историей квартала, фотографиями "старого Ростова" и описанием, как дизайн-код помогает сохранить это наследие. Проводить экскурсии, поясняя, почему важно было убрать визуальный мусор и как город выглядел раньше. Это повысит ценность проводимых изменений в глазах жителей: они поймут, что город освобождается от визуального налета 1990-х и 2000-х и обретает облик, более созвучный своей истории.
Художественное освещение памятников. В исторических зонах – особый акцент на художественную подсветку (см. разд. 6). Ночью центр города должен выглядеть романтично: мягко подсвечены балконы, колоннады, храмы. Это создаст атмосферу "старого города" и привлечет туристов на вечерние прогулки по историческим улочкам.
Таким образом, историческая составляющая проходит красной нитью через весь дизайн-код. Все решения фильтруются через вопрос: не навредит ли это наследию? Если где-то общегородские правила слишком современны для старого квартала, для него делается исключение или особое правило. В итоге центр Ростова-на-Дону и Нахичевань станут примером деликатной реновации визуальной среды: никаких кричащих вывесок, стандартных коробов – только тактичная реклама, реставрированные фасады в аутентичных цветах, уютные фонари и скамейки, как будто всегда там и стояли. Город обретет целостный исторический облик, утраченный было за последние десятилетия.
Этапы реализации стратегии (2025, 2027, 2030)
Реализация стратегии дизайн-кода рассчитана на несколько этапов, что позволит постепенно внедрять изменения и корректировать подход по мере необходимости. Ключевые контрольные точки – 2025, 2027 и 2030 годы. Ниже представлено поэтапное планирование с основными мероприятиями, ответственными лицами и ожидаемыми результатами.
Этап 1:
2025 год – Запуск программы и пилотные изменения
На первом этапе закладывается нормативная и организационная основа дизайн-кода, а также реализуются первые пилотные проекты в наиболее значимых локациях города. К концу 2025 года должны быть созданы условия для массового внедрения новых правил.

Ключевые меры до конца 2025 года:
Итог 2025: дизайн-код официально принят и начинает применяться. Горожане видят первые изменения (обновленная улица, новые таблички, демонтаж громоздких реклам), что формирует запрос на продолжение. Администрация отработала механизмы согласований и контроля в “пилоте”, подготовила ресурсы для масштабирования. Бизнес получил время и разъяснения, началась добровольная замена вывесок некоторыми предприятиями.
Этап 2:
2027 год – Масштабирование и середина пути
Второй этап – активное распространение дизайн-кода на большую часть городских территорий. К 2027 году должны быть преобразованы все центральные и исторические районы, а также значительная часть основных магистралей и общественных пространств Ростова. Это середина пути, когда многое уже сделано, но еще требуют внимания окраинные районы и отладка постоянного контроля.

Ключевые меры на 2026–2027 гг.:
Итог 2027: к этому времени дизайн-код стал новой нормой для центрального Ростова. Улицы в сердце города преобразились – подавляющее большинство фасадов, вывесок, малых форм соответствует единым стандартам. Исторический центр избавился от главных раздражителей (визуально грязных реклам), укрепился охранный статус его облика. Одновременно городская инфраструктура (остановки, знаки, освещение) приведена к единообразию, повышая комфорт и порядок. Зеленые насаждения, обновленные тротуары заметно улучшили экологию и внешний вид. Бизнес в центре в целом адаптировался к новым правилам, увидев позитивный эффект – улицы стали привлекательней для покупателей, пешеходный трафик вырос. Власти накопили опыт и могут распространять его дальше. Стратегия при необходимости скорректирована, исходя из реального опыта первых лет (например, уточнен список допустимых материалов или продлены сроки для сложных случаев). Общий тон – необратимость позитивных изменений: горожане привыкли к чистому визуальному облику и уже не захотят возвращаться к хаосу прошлых лет.
Этап 3:
2030 год – Полное внедрение и устойчивое развитие
Третий этап – завершающий в рамках данной стратегии, когда все намеченные преобразования охватывают весь город, и система дизайн-кода становится частью повседневного управления Ростовом-на-Дону. К 2030 году город должен полностью соответствовать заданным стандартам, а механизмы поддержания этого порядка – прочно войти в работу городских служб и сознание жителей.

Ключевые меры 2028–2030 гг.:
Итог 2030: Ростов-на-Дону подошел к обозначенной цели – визуальный облик города упорядочен и облагорожен. Весь город, от центра до окраин, ощущает позитивные изменения. Улицы свободны от визуального мусора: нет больше хаотичных рекламных конструкций, каждое торговое заведение имеет аккуратную вывеску по стандарту. Архитектура города – и старая, и новая – предстает в выгодном свете, ее не скрывают и не портят посторонние элементы. Городские пространства зелены и ухожены, малые формы везде гармонируют друг с другом. Жители привыкли к чистому, эстетичному окружению и сами стали более бережно относиться к нему – например, уже не согласятся жить в доме с облезлым фасадом или разрешать наружную рекламу на своем балконе. В сознании горожан произошла смена стандарта красоты города.
Властям удалось достичь баланса: с одной стороны, строгого соблюдения единых правил (подкрепленного контролем и ответственностью), с другой – учета локальной идентичности и мнения сообщества при внедрении дизайн-кода. Ростов-на-Дону сохранил свою уникальность: стал современным, но не потерял "южную душу". Разнообразие стилей и красок присутствует, но в продуманной, не хаотичной форме. Город приобрел единый визуальный бренд, что усилило его привлекательность для инвесторов, туристов и, главное, создало более комфортную среду для жизни горожан.
Заключение
Реализация всеобъемлющей стратегии дизайн-кода к 2030 году позволит Ростову-на-Дону решить проблему визуального шума и выйти на новый уровень качества городской среды. По опыту других городов видно, что дизайн-код – эффективный инструмент улучшения облика города. В ходе претворения в жизнь данной стратегии Ростов пройдет путь от отдельных точечных изменений (пилотных улиц) до полного преобразования всего городского пространства. Важнейшим условием успеха станет последовательность и приверженность выбранному курсу со стороны городских властей, а также диалог с бизнесом и жителями, чтобы все участники почувствовали себя соавторами нового облика города.
К 2030 году ожидается достижение следующих основных результатов: визуальный шум на улицах сократится в разы, исторический центр обретет цельный архитектурный облик без чужеродных элементов, единый стиль навигации и благоустройства повысит удобство и привлекательность городской среды. Ростов-на-Дону укрепит свою идентичность как красивый южный город с богатым наследием, но при этом современный и упорядоченный. Эти изменения положительно скажутся на качестве жизни, культурном развитии и экономике города – комфортная среда стимулирует городскую активность, развитие туризма и малого бизнеса.
Стратегия дизайн-кода, оформленная в данном отчете, служит дорожной картой для органов городской власти. Четкая структура документа, конкретные рекомендации и таблицы мероприятий призваны облегчить практическую реализацию. В заключение следует подчеркнуть, что дизайн-код – не разовая кампания, а долгосрочная политика управления городом, требующая постоянного внимания и обновления. После 2030 года Ростову-на-Дону предстоит сохранить и приумножить достигнутые успехи, адаптируя дизайн-код к новым реалиям (например, к появлению новых технологий рекламы, развитию общественных пространств). Тем не менее, заложенные в этой стратегии принципы – уважение к историческому облику, комфорт и эстетика, единый стиль и участие сообщества – останутся неизменными ориентирами для развития города и после 2030 года.
Ростов-на-Дону, освобожденный от визуального шума, станет городом, где гармонично уживаются история и современность, бизнес и культура, а улицы радуют глаз своей красотой и порядком каждый день.