Исследование использования городского пространства Ростова-на-Дону разными группами населения
Исследование использования городского пространства Ростова-на-Дону выявляет потребности и барьеры для трех групп: молодежи, пенсионеров и родителей с детьми. Молодежь активно использует городские пространства для встреч и досуга, однако отмечает проблемы с безопасностью и транспортом. Пенсионеры требуют удобства и безопасности в городской среде, сталкиваясь с физическими барьерами. Родители с детьми акцентируют внимание на необходимости безопасных и современных детских площадок. Все группы стремятся к инклюзивной городской среде, и исследование предлагает рекомендации для улучшения городской инфраструктуры и повышения участия жителей в планировании.
Введение
Настоящее исследование рассматривает, как три социально-демографические группы жителей Ростова-на-Дону – молодёжь (14–25 лет), пенсионеры и родители с детьми – используют и воспринимают городское пространство. Анализ опирается на данные открытых источников, включая социологические опросы, медиа-публикации и поведенческие наблюдения в социальных сетях. Право на город – концепция, подразумевающая равную возможность горожан участвовать в жизни города и пользоваться его благами – рассматривается сквозь призму повседневных практик этих групп. В отчёте последовательно представлены: (1) анализ каждой группы, (2) их сравнительная характеристика, (3) выявление барьеров доступа к городским пространствам, (4) рекомендации по повышению инклюзивности городской политики, а также (5) краткое сравнение ситуации в Ростове с другими крупными городами России (Краснодар, Екатеринбург, Казань).
Молодёжь (14–25 лет): город глазами молодых
Ростов-на-Дону часто называют «городом молодёжи» – в городе сосредоточены десятки вузов и колледжей, привлекающие студентов со всего юга России . Молодые ростовчане активно осваивают городское пространство: по данным опроса ЮФУ, респонденты 14–35 лет назвали 199 разных мест, значимых лично для них . Это указывает на то, что молодёжь присваивает город – наполняет его ландшафт личными смыслами и формирует привязанность к своему городу. Однако наиболее часто упоминаемые локации довольно однотипны и сосредоточены в центре: Набережная реки Дон, улицы Большая Садовая и Пушкинская, Театральная площадь, парки (им. Горького, Октябрьской революции) . Примечательно, что крупный торгово-развлекательный центр «Горизонт» также вошёл в число значимых мест для молодых – фактически, торговый центр выступает для них как общественное пространство для встреч и досуга .
Повседневные практики молодежи включают активное использование публичных пространств для встреч, отдыха и развлечений. Несмотря на распространённость онлайн-общения, городские парки остаются главным местом новых знакомств: если в 2013 году 60% опрошенной молодёжи знакомились в парках, то к 2022 году эта доля выросла до 64,9% . Популярность знакомств через интернет также высока (28,7%), но физические пространства – парки, кафе (где рост с 37% до 68,3% за 2013–2022 гг.) – продолжают играть ключевую роль . Это отражается и в активности в соцсетях: страницы Ростова в Instagram и ВКонтакте полны фотографий с набережной, зелёных аллей Пушкинской улицы и панорамных видов города – молодёжь демонстрирует свою связь с городом через контент.
В то же время, восприятие городской среды молодыми далеко не безоблачное. По данным исследования ИСиР ЮФУ, большинство молодых ростовчан считают среду города небезопасной и неудобной в транспортном отношении . Главные проблемы, которые молодые люди отметили в опросах: некачественная работа общественного транспорта, пробки и транспортная доступность районов; нехватка безопасности на улицах; дефицит озеленённых территорий и парков . Статистика подтверждает эти мнения: автомобильные пробки волнуют 71,2% ростовской молодежи, следом идут грязные улицы (47,9%), плохой общественный транспорт (43,8%) и разбитые дороги (36,5%) . Ощущение безопасности варьируется по районам: в некоторых центральных районах (Ворошиловский, Ленинский, Кировский) до трети молодых жителей большую часть времени не чувствуют себя в безопасности . При этом в более спальных районах (Октябрьский, Первомайский и др.) доля тех, кто чувствует себя защищённо, выше 75% .
Запросы молодежи к городу фокусируются на развитии инфраструктуры для активного отдыха и самореализации. Исследование показывает явный дефицит спортивных и рекреационных пространств: молодёжь жалуется на недостаток мест для пеших и велосипедных прогулок, для катания на роликах и скейтбордах . Недостаточное число парков и скверов напрямую снижает качество жизни молодых людей . Также отмечается нехватка современных коворкингов, библиотек с креативными пространствами и лекториев – мест, где молодые могли бы учиться, работать и общаться . По сути, городская среда Ростова воспринимается молодёжью как «ресторанная» – из всех видов досуговой инфраструктуры молодые дали самую высокую оценку только наличию кафе и ресторанов, тогда как по другим объектам (концертные залы, клубы, спортплощадки) мнения неоднозначны . Это подчёркивает, что коммерческие форматы досуга преобладают над некоммерческими публичными пространствами, доступными для свободного и бесплатного времяпрепровождения молодежи.
В социальных сетях молодежь зачастую высказывает недовольство городскими проблемами и одновременно организуется для их решения. Например, во ВКонтакте существуют паблики типа «Типичный Ростов», где молодые жители публикуют жалобы на разбитые остановки, ямы на дорогах или отсутствие освещения, сопровождая посты хештегами #РостовНедоступный и т.п. Одновременно молодежные активисты проводят городские хакатоны и участвуют в волонтёрских движениях: в Ростове насчитывается около 81 тысячи молодых волонтёров, помогающих благоустраивать город и решать социальные задачи . Таким образом, молодёжь реализует своё «право на город» не только через потребление городских пространств, но и через активное участие в их улучшении – от локальных акций (уборка парков, рисунки на стенах) до гражданских кампаний в защиту комфортной среды.
Пенсионеры: городская среда и старшее поколение
Город для пожилых людей – это прежде всего среда обитания, обеспечивающая базовый комфорт, безопасность и социальную вовлечённость. В Ростове-на-Дону доля людей пенсионного возраста значительна, и их потребности в городской инфраструктуре во многом отличаются от молодежных. Главные запросы пенсионеров к городской среде – это безопасность и доступность: возможность спокойно передвигаться по улицам как днём, так и в тёмное время суток; наличие поблизости от дома необходимых учреждений (поликлиник, аптек, магазинов) и удобных мест для отдыха на свежем воздухе . Исследование, посвящённое комфорту инфраструктуры для женщин разных возрастов в Ростове, выделяет отдельную категорию – «женщины пожилого возраста, пенсионерки», запросы которых сводятся к освещённым и безопасным улицам, близости социальных объектов и наличию зон отдыха с лавочками и беседками . Для многих людей старшего поколения дворовая скамейка, сквер у дома или парк с аллеей – не просто места прогулок, а важнейшее условие для поддержания общения и активности в повседневной жизни.
Практики использования городского пространства пенсионерами часто ограничены близлежащим окружением. Мобильность пожилых снижена, поэтому качество тротуаров, наличие пандусов, удобных остановок общественного транспорта приобретает критическое значение. В Ростове пожилые жители нередко сталкиваются с барьерами: неровные узкие тротуары, высокие бордюры и отсутствие съездов создают трудности как при ходьбе, так и при использовании инвалидных колясок или роллаторов . Общественный транспорт также не всегда учтён под нужды маломобильных групп – переполненные автобусы, высокая ступень подъёма в салон, отсутствие низкопольных трамваев. Многие пенсионеры предпочитают избегать общественный транспорт в часы пик из-за давки и риска падения. К тому же, как отмечено исследователями, остановки и подъезды должны быть хорошо освещены и оснащены камерами, чтобы пожилые чувствовали себя в безопасности по вечерам . В темноте плохое освещение остановки может стать причиной тревоги или даже отказа лишний раз выйти из дома. Таким образом, ограничения городской среды напрямую влияют на социальную изоляцию пожилых: неудобная среда = реже выход из дома и меньше контактов.
Однако, несмотря на проблемы, многие ростовские пенсионеры ведут активный образ жизни и стремятся использовать доступные городские ресурсы. По данным общероссийского опроса, 57% россиян пенсионного возраста считают свой образ жизни активным – они посещают культурно-досуговые мероприятия, занимаются спортом и гуляют . В Ростове примеры такой активности – регулярные танцевальные вечера в городских парках. Так, в парке имени Вити Черевичкина уже стали традицией «дискотеки» для людей серебряного возраста. Летом пенсионеры танцуют под открытым небом, осенью – до холодов под живую музыку на эстраде парка. Фоторепортаж местного издания описывает эти вечера: «Смех, блеск в глазах, яркие наряды… Они приходят не просто танцевать – они приходят жить в движении, в улыбках, в новых знакомствах» . Организаторы проводят эти мероприятия бесплатно на энтузиазме, и отмечают, как танцы преображают пожилых людей, дарят им ощущение праздника и единения . Подобные инициативы – яркий пример реализации права на город для старшего поколения: городские парки становятся для них местом активной жизни, а не пассивного созерцания.
Социальные сети также затрагивают жизнь пенсионеров, хотя и опосредованно. Многие люди старшего возраста в Ростове активно общаются в группах в Одноклассниках или локальных сообществах в ВКонтакте, посвящённых, например, вопросам ЖКХ своего микрорайона. Здесь они делятся проблемами – от плохого состояния подъезда до необходимости установить скамейку во дворе. Нередко именно активные пенсионеры становятся теми, кто поднимает вопросы благоустройства на уровне местной администрации (через обращения, советы домов и т.п.). Таким образом, пенсионеры стремятся отстаивать своё право на удобный двор и район, используя доступные механизмы участия. Для них право на город проявляется в возможности спокойно выйти из подъезда, дойти до поликлиники без препятствий, посидеть в сквере и чувствовать себя частью городской жизни.
Родители с детьми: городская среда для семей
Для семей с детьми городская среда оценивается прежде всего с точки зрения безопасности, удобства и наличия инфраструктуры для детей разных возрастов. Согласно исследованию ДОМ.РФ, лишь 45% российских горожан считают свой город комфортным для семей с детьми, в то время как 19% прямо называют условия неудовлетворительными . Остальные настроены нейтрально, но важно то, что почти половина тех, кто недоволен инфраструктурой, готовы заводить детей при условии её улучшения . Это подчёркивает прямую связь между городской средой и демографическими решениями: молодые родители учитывают, насколько город приспособлен для воспитания детей.
В Ростове-на-Дону, как и в других крупных городах, родители с маленькими детьми сталкиваются с рядом типичных проблем. Во многих районах не хватает современных, безопасных детских площадок. Жители жалуются на «убитые» дворовые площадки: сломанные горки, ржавые качели, отсутствие песочниц . В Октябрьском районе Ростова зафиксированы случаи, когда старая площадка настолько вышла из строя, что от неё осталась одна горка, а место вокруг занято припаркованными машинами . Вандализм и недостаточное обслуживание усугубляют ситуацию: новые спортплощадки могут быть быстро выведены из строя (сломано ограждение, исчезли ворота) из-за недобросовестных жителей и отсутствия должного присмотра . При этом программа благоустройства «Комфортная городская среда» требовала софинансирования от самих жильцов, что оказалось неподъёмно для многих дворов . В результате некоторые дворы, где жители вложили деньги, огородили площадки замком – доступ туда возможен только для «своих» по ключу . Это парадокс: создана хорошая площадка, но она полуприватна, и дети из соседних домов уже не могут туда попасть свободно. В итоге общественное пространство фрагментируется, что идёт вразрез с принципом инклюзивности.
Визуализация нового большого детского городка, строящегося в Парке имени города Плевен (Ростов-на-Дону). Проект предполагает разделение на игровые зоны для разных возрастов, чтобы и трёхлетние малыши, и подростки нашли себе занятие; для родителей планируются комфортные места отдыха в тени .
Потребности семей с детьми различаются в зависимости от возраста ребёнка . Родителям малышей до 5 лет остро нужны спокойные и безопасные места для прогулок – парки, скверы, дворы с детскими площадками – а также шаговая доступность детских садов и поликлиник . Мамы маленьких детей ценят наличие пандусов, широких тротуаров и лифтов – безбарьерная среда облегчает передвижение с коляской . К сожалению, в Ростове молодые мамы часто сталкиваются с тем, что спуски с тротуаров отсутствуют или сделаны неудобно, в транспорте трудно зайти с коляской (оплата проезда только у водителя затрудняет процедуру) . Для детей 5–10 лет возрастает значение спортивной инфраструктуры и кружков: нужны школьные дворы и стадионы, секции, бассейны, где ребёнок может развивать физическую активность . Наконец, для подростков (11–17 лет) город зачастую не предлагает достаточно пространств для досуга: не хватает подростковых клубов, современных библиотек или молодежных центров, куда можно пойти после школы. Многие подростки проводят время в торговых центрах из-за отсутствия альтернативы – это отмечают социологи и по другим городам РФ.
Социальные сети играют двойную роль для родителей. С одной стороны, цифровое пространство становится своего рода компенсацией недостатков физического пространства: родители активно обсуждают в городских сообществах, куда сходить с ребёнком в выходные, какие кафе имеют детскую комнату, где открылись новые секции. В Инстаграме популярны хештеги вроде #РостовДети и #РостовМама, под которыми публикуются отзывы о детских событиях, парках, мастер-классах. С другой стороны, именно через соцсети родители мобилизуются для решения локальных проблем. Пример – случаи, когда во дворе опасная детская площадка: фотографии сломанного оборудования разносятся по пабликам, привлекая внимание СМИ и прокуратуры, после чего площадку ремонтируют . Таким образом, родители стремятся реализовать своё право на город, требуя комфортной и безопасной среды для своих детей – будь то через коллективные петиции, обращения на порталы городских служб или «шум» в медиа-пространстве.
Важно отметить, что городская власть Ростова учитывает потребности семей: ведётся строительство новых детсадов и школ, обустройство зон отдыха. В 2021 году в Советском районе Ростова начато создание большого спортивно-игрового парка имени города Плевен – по проекту там появится современный игровой городок для детей разных возрастов, а для родителей предусмотрены комфортные зоны отдыха в тени . Подобные проекты свидетельствуют о движении к более семейно-ориентированной городской среде.
Сравнение групп: общее и различия
Рассмотренные группы – молодёжь, пенсионеры, родители с детьми – по-разному взаимодействуют с городом, однако их потребности во многом перекликаются. Общим для всех является стремление к безопасности и комфортному передвижению по городу. Так, молодые люди и пенсионеры едины во мнении, что освещённость улиц и общее ощущение защищённости – базовое условие комфортной среды . Все группы страдают от транспортных проблем: молодёжь – потому что плохо работающий общественный транспорт ограничивает их мобильность без автомобиля ; пенсионеры – потому что переполненный транспорт и неудобные маршруты делают город «непроходимым» для них; родители – потому что автобусы и трамваи мало приспособлены для проезда с детьми и колясками . Таким образом, доступность городской инфраструктуры (транспортной, пешеходной) – универсальная ценность.
Важное различие кроется в характере использования пространстваМолодёжь стремится к центру и публичным местам: они активно присваивают парки, набережные, центральные улицы как места встреч, свиданий, развлечений . Для них город – пространство возможностей, самовыражения, и они ценят разнообразие (креативные кластеры, кафе, спортивные зоны). Пенсионеры, напротив, более локальны: их «город» часто сводится к району проживания. Они реже выбираются далеко от дома, поэтому двор, поликлиника, рынок и близлежащий парк – их основной маршрут. Отсюда следует, что пенсионерам критически важно качество микроуровня среды (скамейки, пандусы, отсутствие ям на тротуаре), в то время как молодёжь острее реагирует на макроуровень (общая репутация города, наличие крупных событий, больших общественных пространств). Родители с детьми занимают промежуточное положение: пока дети малы – их мир также ограничен двором и ближайшей площадкой, но по мере взросления детей ради них родители готовы осваивать всё городское пространство (вести в зоопарк, на городской праздник, в торговый центр на аттракционы). Таким образом, у семей «радиус активности» растёт с возрастом детей.
Разнятся и временные сценарии использования города. Пенсионеры активнее утром и днём: они занимают скамейки в скверах, идут на рынок, сидят у подъезда. Молодёжь в это время учится или работает и «выходит в город» ближе к вечеру – это период, когда на набережной появляются компании студентов, в центрах отдыхают молодые пары. Родители с детьми подстраивают режим под детей: днем мамы с колясками гуляют в тенистых аллеях, вечером семьи могут вместе выйти в парк. Эти различия нужно учитывать городским службам, например, распределяя патрули полиции (вечером – там, где молодёжь, днём – в зонах отдыха пожилых) или режим работы парков и кружков.
Право на город каждая группа реализует по-своему. Молодёжь более активно пытается влиять на городскую повестку – через публичные акции, соцсети, участие в городских проектах (волонтёрство, молодёжные советы). Пожилые зачастую менее заметны, но их голос проявляется через институты: советы ветеранов, общественные приёмные, где они отстаивают интересы своего района. Родители же всё чаще объединяются в инициативные группы вокруг конкретных проблем (скажем, добиваются установки светофора у школы, ремонта площадки или создания пешеходной зоны). В итоге все три группы стремятся быть услышанными и участвовать в формировании среды, но каналы коммуникации у них разные: от Instagram-сторис и TikTok-видео у молодёжи до коллективных писем и записей на приём у старшего поколения.
Барьеры и ограничения доступа к пространствам
Несмотря на декларируемое право каждого жителя на комфортный город, в реальности существуют значительные барьеры, мешающие полноправному использованию пространств некоторым группам. Выявим основные из них:
  • Физические барьеры инфраструктуры. Неработающие лифты, отсутствие пандусов, высокие бордюры – всё это препятствия прежде всего для пенсионеров и родителей с колясками. Если молодой здоровый человек может перешагнуть через бордюр или пробежать через разбитый перекрёсток, то пожилой или мать с ребёнком – нет. В Ростове эта проблема актуальна: городская среда исторически не слишком приспособлена для маломобильных. Например, на многих пешеходных переходах оборудован съезд с тротуара лишь с одной стороны улицы, а на противоположной пешеход упирается в бордюр . Такие «ловушки» превращают обычную прогулку для пожилого в испытание. Общественный транспорт тоже становится барьером: когда автобус переполнен, человек в возрасте боится упасть; когда вход только через переднюю дверь для оплаты – мать с коляской не может зайти, не нарушив правил . Отсутствие низкопольных трамваев, недостаток автобусов на маршрутах (по оценкам молодежи, в каждом районе более половины жителей жалуются на транспорт ) – всё это ограничивает свободу передвижения граждан, особенно не имеющих авто.
  • Качество и безопасность пространств. Многие дворовые и районные общественные зоны небезопасны или неухожены, что фактически лишает жителей возможности ими пользоваться. Вспомним пример: разрушенные детские площадки в Октябрьском районе Ростова . Формально площадка есть, но фактически дети там не играют – родители боятся за их здоровье из-за торчащих гвоздей и мусора . Аналогично, тёмные неосвещённые дворы становятся запретной зоной для пенсионера вечером – страх упасть или встретить хулигана заставляет сидеть дома. Вандализм и отсутствие содержания порождают замкнутый круг: жители перестают ходить в небезопасный сквер, город видит, что сквер пустует, и может снизить приоритет его благоустройства. В результате сообщество теряет пространство. Проблемой безопасности озабочена в том числе молодёжь: угрозы со стороны асоциальных элементов (нарко- и алкозависимые) называют доминирующим страхом и юноши, и девушки . Если определённые парки или пустыри ассоциируются у населения с криминалом, они выпадают из пользования. Такой барьер требует либо полицейского вмешательства, либо социально-культурного «оживления» места.
  • Экономические и социальные барьеры. Городские пространства нередко становятся доступными не для всех из-за стоимости или социального фильтра. Например, многие новые пространства досуга – торговые центры, коммерческие квест-комнаты, частные спортивные клубы – требуют оплаты, что отсеивает часть молодёжи и практически всех пенсионеров (как правило, малообеспеченных). Получается, что у нас профицит торговых площадей и ресторанов, но воспользоваться ими могут только платежеспособные, а бесплатных альтернатив мало . Другой аспект – «приватизация» общественных пространств. Случай с закрытием дворовых площадок на замок ярко иллюстрирует эту проблему: вложив собственные деньги в благоустройство, жители фактически ограничили доступ посторонних . С точки зрения этих жителей, иначе нельзя – иначе чужие всё сломают. Но для города в целом это тревожный сигнал сегрегации пространства. Ещё пример: элитные жилые комплексы часто ограждены заборами и имеют свою инфраструктуру (детские площадки, скверики) только для жильцов. Пенсионеры со старой пятиэтажки рядом уже не могут присесть на новую лавочку за забором, хотя территория раньше была общедоступной. Такие барьеры формируют разобщённость и нарушают принцип равного права на город.
  • Информационные барьеры. Не стоит забывать, что знание о возможностях города тоже распределено неравномерно. Молодёжь, активно пользующаяся интернетом, быстро узнаёт о новых местах или событиях (через Telegram-каналы, Instagram афиши и т.д.). А вот пожилые зачастую просто не знают, что, скажем, в их районе открылся клуб настольных игр или новый сквер после благоустройства. Отсутствие доступной информации лишает их шанса включиться в городскую жизнь. Соцсети могут служить инструментом борьбы с этим: например, волонтёры и некоммерческие организации в Ростове иногда распространяют через районные газеты и соцработников информацию о бесплатных экскурсиях для пенсионеров, о курсах компьютерной грамотности в библиотеке и т.п. Но в целом информационный разрыв остаётся барьером, особенно для старшего поколения.
Барьеры, перечисленные выше, показывают, где именно городская политика должна сконцентрировать усилия, чтобы право на город из теории превратилось в практику для всех категорий жителей.
Рекомендации для инклюзивной городской политики
Исходя из выявленных проблем, можно предложить ряд мер по формированию более инклюзивной и дружелюбной городской среды в Ростове-на-Дону. Эти меры направлены на то, чтобы молодёжь, семьи с детьми и пожилые люди в равной мере чувствовали себя полноправными горожанами, могли безопасно и приятно проводить время в городе.
1. Развитие и поддержка общественных пространств для разных возрастов. Городу необходима стратегия развития парков, скверов, набережных и дворовых территорий, учитывающая разнообразие потребностей. Следует увеличивать количество спортивных площадок и зон для активного отдыха – как просит молодёжь – например, скейт-парков, воркаут-зон, беговых и велосипедных дорожек. Параллельно – создавать тихие зоны отдыха с лавочками, навесами, туалетами, чтобы пожилые могли проводить там время. Детские площадки должны стать приоритетом благоустройства: их необходимо не только строить, но и обеспечивать регулярный ремонт и контроль безопасности. Опыт Татарстана показывает эффективность комплексных программ: за 5 лет действия программы «Наш двор» в республике обустроено свыше 5000 дворов, появились тысячи новых детских и спортивных площадок . Ростову стоит перенимать такой опыт – возможно, через целевую региональную программу модернизации дворов и межквартальных скверов.
2. Обеспечение безбарьерной среды и улучшение транспорта. Все новые и реконструируемые объекты – от тротуаров до остановок – должны соответствовать принципам универсального дизайна. Это означает: пониженные бордюры на переходах, рабочие пандусы к учреждениям, лифты или пандусы на пешеходных мостах, удобные поручни и сидения на остановках. Особое внимание – общественному транспорту: городу необходимы низкопольные автобусы и троллейбусы, оборудованные для входа с коляской и для людей с ограниченной подвижностью. Также стоит пересмотреть систему оплаты проезда, чтобы убрать ситуацию, когда мать с коляской вынуждена оставлять коляску без присмотра, пробираясь к водителю для оплаты . Введение кондукторов или валидаторов на всех дверях могло бы решить эту проблему. Расписание транспорта должно учитывать запросы разных групп: например, сделать больше рейсов в дневное время по маршрутам к больницам (важно для пенсионеров), продлить работу некоторых линий вечером (для молодёжи, возвращающейся с мероприятий). Кроме того, службы такси совместно с администрацией могли бы проработать механизм безопасного такси для женщин и пожилых (например, опция выбора водителя-женщины, регистрация водителей и пр.), что повысило бы чувство защищённости пассажиров этой категории .
3. Повышение безопасности и комфорта через городскую среду. Для снижения криминогенности и страхов необходимо продолжить установку освещения, камер видеонаблюдения, присутствие полиции в общественных местах. Освещённые парки и дворы привлекут больше законопослушных граждан и оттолкнут асоциальные элементы – это известный эффект «присмотра за пространством». Также стоит поддерживать активности, оживляющие общественные пространства: городские праздники, ярмарки, фестивали в парках (с учётом интересов всех возрастов). Если в парке каждый вечер танцуют пенсионеры, как в приведённом примере, то эта территория уже не будет восприниматься молодёжью как опасная – напротив, она станет точкой притяжения разных поколений. Инклюзивная политика должна поощрять такие инициативы: возможно, через гранты НКО, которые проводят дворовые праздники, конкурсы рисунков на асфальте для детей, спортивные турниры во дворах. Социальная активность = безопасность – городские управленцы могут сделать этот слоган своим принципом.
4. Учёт мнения и участия целевых групп. Ни одну городскую трансформацию нельзя считать успешной, если она не отражает реальных потребностей жителей. Поэтому рекомендуется вовлекать молодёжь, родителей и пенсионеров в партисипаторное планирование. Практически это можно реализовать через общественные обсуждения проектов благоустройства (и не формально, а с реальным воздействием их мнения на итоговый проект), через создание при администрации консультативных советов – например, совет старшего поколения по городскому планированиюмолодёжный совет по урбанистике. Молодые ростовчане уже проявляют интерес к урбанистике – на базе ЮФУ создано студенческое научное общество по городским исследованиям . Эту экспертизу можно использовать при обсуждении, как сделать пространства привлекательными для молодёжи. А советы ветеранов и организации инвалидов могут дать обратную связь по доступности инфраструктуры. Таким образом, совместное проектирование укрепит чувство «это наш город», а не навязанное сверху.
5. Информационная поддержка и интеграция. Городским службам стоит лучше информировать разные аудитории о возможностях и нововведениях. Для пенсионеров эффективны объявления через районные газеты, соцработников, ТВ-новости о, например, новых маршрутах автобусов, открытии нового сквера с тренажёрами или пригласительные на бесплатные экскурсии. Для родителей – активное использование сообществ в соцсетях: официальный паблик администрации мог бы регулярно публиковать обзоры новых детских объектов (площадок, секций) и отвечать на вопросы. Молодёжь благодарно воспримет современные форматы подачи – через блогеров, челленджи, конкурсы. Почему бы не устроить городской фотоконкурс «Моё любимое место в Ростове» среди молодых, чтобы подчеркнуть их право голоса? Любая информация о городе должна быть доступной и многоязычной в смысле форматов: текст, видео, офлайн-афиша – чтоб каждый узнал.
В комплексе такие меры направлены на устранение физических и социальных барьеров и на усиление участия горожан. Инклюзивная политика – это не разовая акция, а постоянный процесс, требующий межсекторного сотрудничества: власти, бизнеса (например, застройщиков, которые должны создавать доступную среду в новых ЖК), общественных организаций и самих жителей.
Опыт других городов: Краснодар, Екатеринбург, Казань
Для более полного понимания положения Ростова-на-Дону полезно сравнить его с практиками и тенденциями в других крупных городах России, такими как Краснодар, Екатеринбург и Казань. Это позволит увидеть, какие подходы к городскому пространству являются общими, а в чём ростовский опыт уникален.
Краснодар. Город Краснодар схож с Ростовом по климату и быстрому росту населения в последние годы. Однако он известен как город с хаотичной застройкой и проблемами транспорта – в этом смысле Ростов и Краснодар сталкиваются с похожими вызовами (пробки, нехватка парковок, перегруженный центр). В то же время в Краснодаре есть показательный пример успешного общественного пространства – Парк Галицкого (официально парк «Краснодар»), созданный на частные инвестиции около стадиона ФК «Краснодар». Этот современный парк сразу стал местом притяжения для всех групп населения: там гуляют студенты, мамы с колясками, пенсионеры занимаются скандинавской ходьбой по утрам . В Парке Галицкого есть и детские зоны, и спортплощадки, и тихие сады – образцовый пример инклюзивного дизайна. Ростову стоит перенимать подобный опыт комплексного благоустройства парков. Что касается участия граждан, в Краснодарском крае молодёжь и активисты тоже влияют на городскую среду – например, через краудсорсинговые проекты по выбору объектов благоустройства. Но в целом Краснодар воспринимается как город «автомобилецентричный», где пешеходам и уязвимым группам пока непросто. Поэтому Ростов может стремиться обойти соседа, развивая общественный транспорт и пешеходную инфраструктуру, чтобы не повторять ошибок Краснодара.
Екатеринбург. Уральская столица отличается сильным гражданским обществом и высокой градой урбанистической культуры. Молодёжь Екатеринбурга известна своим активизмом в вопросах городской среды – достаточно вспомнить массовые протесты в защиту сквера у драмтеатра в 2019 году, когда тысячи жителей (многие – молодые люди) вышли против строительства храма на месте городского парка . Этот случай стал знаковым: горожане отстояли своё право на публичное пространство, и проект пересмотрели. Для Ростова здесь урок – важно заранее учитывать мнение жителей при преобразовании значимых мест, иначе молодёжь способна консолидироваться и громко заявить о своём несогласии. В остальном Екатеринбург активно развивает креативные пространства для молодёжи (лофты, арт-кварталы), а для семей и пожилых там реализуются программы «Город для всех возрастов». Например, в Екатеринбурге успешно работает система Территориальных общественных самоуправлений (ТОС), многие из которых возглавляют люди старшего поколения, занимающиеся благоустройством своих кварталов. Это то, что в Ростове развито слабее – вовлечение граждан в поддержание порядка на своей территории. В целом Екатеринбург часто входит в топ рейтингов комфортности среды, опережая Ростов по ряду показателей (озеленённость, современный транспорт). Это свидетельство целенаправленной политики городских властей, делающей упор на партисипацию и удобство для жителей.
Казань. Столица Татарстана за последнее десятилетие прославилась масштабным обновлением городской среды. Казань системно внедряет проекты, ориентированные на семьи и локальные сообщества. Республиканская программа «Наш двор» уже несколько лет модернизирует дворовые территории: строятся детские площадки, спортивные комплексы, ставятся скамейки, освещение – именно то, что нужно родителям и пожилым на уровне шаговой доступности . Кроме того, Казань создала сеть общественных пространств (парки, набережные) практически во всех районах города – с 2015 по 2020 год благоустроено 23 парковых зоны . Это резко повысило удовлетворённость жителей: по опросам, казанцы сейчас намного чаще проводят досуг семьями на природе, чем 10 лет назад. Для молодёжи в Казани также есть специальные центры – например, молодежный центр «Урам» с площадками для скейтбординга, граффити и концертов. Казанский опыт показал, что инвестиции в комфортную среду окупаются социально: город получил рост внутреннего туризма, приток молодых специалистов и снижение уровня протестных настроений по поводу благоустройства (потому что власти сами предлагают качественные решения и советуются с жителями). Ростову-на-Дону есть чему поучиться у Казани – прежде всего стратегическому подходу: не точечные улучшения, а программа, охватывающая весь город равномерно. Тогда не будет ситуаций, когда центр благоустроен, а окраины забыты.
Обобщая, можно сказать, что Ростов-на-Дону находится примерно в середине пути по сравнению с упомянутыми городами. Он уже превосходит многие по динамике молодежной активности и статусу образовательного центра, однако уступает лидерам в сфере комфортной инфраструктуры для семей и доступности среды для пожилых. Перенимая лучшие практики (парк для всех поколений как в Краснодаре, вовлечение граждан как в Екатеринбурге, масштаб дворовых программ как в Казани), Ростов может укрепить свой бренд современного и открытого города.
Заключение
Социологический анализ показал, что молодежь, родители с детьми и пенсионеры – при всех отличиях – едины в своем желании видеть Ростов-на-Дону удобным, безопасным и живым городом. Молодые люди хотят оставаться в Ростове и менять его к лучшему, если город будет отвечать их ожиданиям – давать возможности для самореализации, отдыха и культурной жизни . Семьи готовы растить здесь детей, если будут уверены в комфортной среде – наличие детских садов, кружков, площадок рядом с домом прямо влияет на решение заводить детей . Пожилые люди чувствуют себя частью города, когда могут без страха выйти в сквер, пообщаться с соседями на лавочке, сходить в центр на праздник. Право на город в контексте Ростова-на-Дону – это право каждого горожанина, вне зависимости от возраста и статуса, свободно перемещаться, собираться, выражать себя и быть услышанным в городском пространстве.
Городская среда Ростова, богатая историей и культурой, нуждается в адаптации к меняющимся социальным реалиям. Инвестиции в парки и дворы, в транспорт и освещение – это инвестиции в человеческий капитал города, его привлекательность для нынешних и будущих поколений. Как показывает опыт других городов, комфортная среда повышает качество жизни и сплачивает городское сообщество. Ростову-на-Дону, который уже называют «городом молодежи» и который славится своими неравнодушными жителями, по силам стать примером инклюзивного города на юге России. Для этого важно продолжать исследования потребностей горожан, опираться на данные (опросы, анализ активности в соцсетях) и внедрять решения совместно с самими жителями.
В конечном итоге, город – это не только улицы и здания, это люди. А значит, город для людей – главный приоритет: чтобы и студент, и мама с коляской, и пенсионерка могли сказать: «Ростов – наш, удобный для нас город».