1. Процентные ставки и ипотека.
Одним из главных драйверов и рисков рынка остается денежно-кредитная политика. В 2023–2024 гг. Банк России резко повышал ключевую ставку (до 15% и выше), что привело к удорожанию ипотеки. К концу 2024 года ставки по жилищным кредитам достигли 14–16% годовых, по новым проектам – еще выше. В результате объем выдачи ипотеки сократился: по оценкам ДОМ.РФ, в 2025 году при ставке ~20% выдача может упасть до 4–4,5 трлн руб. (на 10–20% меньше, чем в 2024 г.). Покупательская активность смещается в сторону сделок за наличные и рассрочек. Тренд 2024 года – 70% падение спроса на новостройки к октябрю без льготных программ.
По прогнозам, в 2026–2027 гг. высокая ставка останется ключевым сдерживающим фактором спроса. Если не появятся новые масштабные госпрограммы стимулирования ипотеки, то рынок ждет охлаждение или коррекция цен. Аналитики Dom.RF ожидают, что номинальные цены на жилье в эти годы будут расти лишь темпами инфляции – порядка 4–6% в год, что существенно ниже, чем в 2021–2023 гг. (двузначный рост). В крупных городах вероятен стабильный либо небольшой рост цен, тогда как в менее развитых регионах возможны даже скидки и снижение стоимости . Это означает, что в Ростове-на-Дону цены, скорее всего, удержатся или немного повысятся, а вот в малых городах области застройщики могут быть вынуждены давать дисконты.
2. Инфляция и себестоимость строительства.
Высокая инфляция – другой неизбежный фактор. Рост цен на стройматериалы и логистику с 2022 года ускорился из-за санкций и ослабления рубля. По оценкам экспертов, за 2022–2024 гг. издержки строителей выросли суммарно на 25–35%. В 2023 году себестоимость 1 кв. м увеличилась примерно на 15%, что снизило маржинальность девелоперов. К 2025 году прибыльность проектов может упасть до ~10% или даже в минус у трети застройщиков. Санкционные ограничения приводят к замещению импортных материалов более дорогими отечественными аналогами или параллельному импорту, что поддерживает ценовое давление вверх.
В 2026–2027 гг. инфляция прогнозируется умеренной (4–5% ежегодно), но этого достаточно, чтобы поддерживать рост номинальных цен на недвижимость. Девелоперы, чьи издержки растут, постараются перенести их на покупателя, насколько позволит рынок. Таким образом, инфляционный фон будет играть двоякую роль: с одной стороны, удорожание жизни и снижение реальных доходов населения ограничивают платежеспособный спрос; с другой – инфляция повышает стоимость нового строительства, не давая ценам на жилье существенно упасть даже при слабом спросе.
3. Международные санкции и инвестиционный климат.
Санкции косвенно влияют на рынок недвижимости региона через экономику и инвестиционный фон. Ростовская область – прифронтовой регион, логистический хаб на юге. Введенные ограничения привели к заморозке некоторых проектов (например, строительство зерновых терминалов в портах Азова и Таганрога было приостановлено) . Тем не менее, жилищное строительство пока продолжалось высокими темпами за счет внутренних резервов. Импорт строительной техники и отделочных материалов затруднен, но девелоперы адаптировались: импортозамещение в стройиндустрии началось еще с 2015 года , и сегодня большинство типовых материалов локализовано. Поэтому прямого дефицита на стройке нет, но цена проектов возросла.
Санкции также переориентируют инвестиции внутрь страны. Из-за ограничений на зарубежные активы, недвижимость в России стала одним из немногих доступных объектов для вложений капитала. В 2023 году фиксировался бум интереса инвесторов к недвижимости: отмечен всплеск покупок коммерческих площадок, заводских территорий, складов. В среднесрочной перспективе, если геополитическая напряженность сохранится, недвижимость останется защитным активом, поддерживая базовый спрос со стороны инвесторов и населения, стремящегося сохранить сбережения. Однако новые иностранные инвестиции в регион (например, девелоперские проекты с участием зарубежного капитала) практически исключены, что ограничивает приток свежих денег.
4. Миграционные потоки.
Демографические и миграционные тенденции также отражаются на рынке. Ростовская область исторически привлекательна для внутренней миграции благодаря мягкому климату, близости к Черноморским курортам и относительно невысокой стоимости жизни. Кроме того, с 2022 года регион принял значительное число вынужденных переселенцев с территорий боевых действий, что повысило нагрузку на рынок аренды и слегка увеличило спрос на бюджетное жилье. С другой стороны, часть экономически активного населения России покидала страну в 2022–2023 гг., а молодые специалисты часто уезжают в столичные регионы – это отток спроса.
В 2026–2027 гг. миграционный фон, вероятно, стабилизируется. Если ситуация на Украине к тому времени урегулируется, часть мигрантов может вернуться или переориентировать потоки. Но при затяжном конфликте Ростовский регион останется транзитным и приемным пунктом, что поддержит спрос на недорогое жилье в приграничных районах и городах (таких как Таганрог, Каменск-Шахтинский, Матвеев Курган и др.). Внутрироссийская миграция, по оценкам экспертов, стремится в крупные центры: Ростов-на-Дону как миллионник будет продолжать притягивать жителей малых городов области (в поисках работы и лучшей инфраструктуры). Это значит, что спрос в Ростове будет подпитываться за счет притока населения, тогда как в отдаленных районах возможно сокращение числа покупателей.
5. Изменения климата и экологические факторы.
Климатические риски начинают учитываться и на локальных рынках недвижимости. Для южных регионов РФ изменение климата проявляется в учащении засух, росте температур летом, а также в эпизодах экстремальных ливней и подтоплений. Ростовская область – аграрный регион, и климатические изменения влияют на экономику (сельское хозяйство, водные ресурсы). В контексте недвижимости климатические факторы имеют косвенное влияние: они стимулируют модернизацию инфраструктуры (например, строительство новых систем водоснабжения, защита от наводнений в низменных приазовских районах), что в перспективе делает территории более привлекательными.
Кроме того, изменение климата ведет к пересмотру градостроительных планов: больше внимания уделяется энергоэффективности домов (спрос на современные новостройки с климатическими технологиями может расти), а некоторые зоны застройки могут быть ограничены из-за риска подтопления. Например, прибрежные части Таганрога и Азова находятся низко над уровнем моря – вероятно, будут усилены требования к строительству там (что может повысить себестоимость проектов). В то же время южный климат остается привлекательным для жизни – при ухудшении условий в северных регионах часть населения может предпочесть переезд на юг. Хотя массовой “климатической миграции” в обозримом будущем не ожидается, Ростовская область имеет шансы выиграть в долгосроке как комфортный для проживания регион, что поддержит долгосрочный спрос на жилье.
6. Государственные программы и инфраструктурные проекты.
До 2024 года отрасль недвижимости активно поддерживалась государством – льготная ипотека, программа “Жилье и городская среда”, инфраструктурные кредиты для застройщиков и пр. К 2025 году действие многих льготных ипотечных программ завершается или сворачивается, что стало одной из причин спада спроса в 2024 году. На смену приходит новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» (анонсирован с 2025 года), объединяющий продолжение программ развития жилья, городской среды и транспорта . Это означает инвестиции в дороги, коммуникации и социальные объекты в новых районах. Например, в Ростове-на-Дону запланированы крупные проекты транспортной инфраструктуры (реконструкция трамвайной сети, строительство обходов и развязок) для улучшения связности новых жилых кварталов. На обеспечение инфраструктурой уже построенного и планируемого жилья в Ростове требуется свыше 200 млрд руб. – решение этого вопроса станет критичным.
В 2026–2027 гг. эффект инфраструктурных проектов двоякий. С одной стороны, рост предложения жилья: застройщики увеличили ввод в 2023–2024 гг. (в Ростовской области план 2025 года – сдача на 42% больше жилья, чем годом ранее). Многие начатые проекты как раз выйдут на рынок к 2026 году, что может создать избыточное предложение. С другой стороны, развитие дорог, коммуникаций, расселение аварийного фонда (по плану переселения на 2025–2027 гг.) повышает качество жизни и ценность недвижимости в регионе. Новая инфраструктура делает отдаленные районы более привлекательными для покупателей, перераспределяя спрос. Например, запуск новых школ, поликлиник, дорожных развязок в городах области способен стимулировать покупку жилья поблизости. В целом, к 2026 году завершение ряда государственных проектов может на время перенасытить рынок предложением, но во второй половине 2020-х государственная поддержка отрасли, вероятно, сместится с прямых субсидий на инфраструктурную – косвенно поддерживая рынок недвижимости.