Архитектурный облик Ростова-на-Дону – это визитная карточка города. Здесь важно найти баланс между сохранением уникальной исторической среды и внедрением современных стандартов качества застройки. Одним из инструментов является дизайн-код города – свод правил и рекомендаций по оформлению фасадов, вывесок, малых архитектурных форм и благоустройству улиц. Правильно разработанный дизайн-код поможет придать Ростову визуальное единство, подчеркнуть его достоинства (историческая застройка начала XX века, колорит донского казачества) и устранить визуальный хаос. Практики:
• Введение городского дизайн-кода.
Многие российские города уже приняли дизайн-коды (Казань, Тюмень, Самара, небольшие города Золотого кольца). Самым известным является московский дизайн-код, разработанный в 2014–2016 годах. Его реализация привела к трансформации улиц – были убраны громоздкие рекламные конструкции, унифицированы вывески магазинов, появились удобные навигационные стелы и благоустроенные павильоны . В результате центр Москвы избавился от «визуального шума», открылся вид на исторические фасады, стал более привлекательным для туристов. В Ростове проблема визуального загрязнения также актуальна – пёстрые вывески, различные стили ларьков, неотреставрированные фасады. Разработка дизайн-кода Ростова-на-Дону могла бы включать: единые требования к размерам и стилю вывесок (особенно в историческом центре), ограничение на высоту рекламных билбордов, рекомендации по цветовой гамме фасадов, стандарт оформления летних кафе и террас, требования к освещению витрин и пр. Дизайн-код должен учитывать местную специфику – например, разрешать использовать элементы казачьего декоративного стиля там, где это уместно, но в рамках общей гармонии. Важно, что дизайн-код – это не про унификацию «под одну гребёнку», а про сохранение уникальности. Как отмечают эксперты, хороший дизайн-код помогает подчеркнуть характер города и привлечь туристов . Его разработку можно поручить команде профессиональных архитекторов совместно с историками и местным бизнес-сообществом, чтобы правила были выполнимы и понятны всем.
• Реставрация и адаптация исторических зданий.
Ростов богат архитектурным наследием – множество зданий в стиле модерн, эклектика конца XIX – начала XX века, советский конструктивизм. Их сохранение – важная задача. Нужно расширять практику реставрации фасадов с использованием исторических цветов и материалов. Пример – в Москве в рамках программы «Моя улица» отреставрировали десятки исторических домов по ул. Никольской, Тверской и др. – сняли старую краску, восстановили лепнину, вернули аутентичные цвета. Ростову стоит участвовать в федеральных грантах на сохранение культурного наследия, привлекая средства на ремонт памятников архитектуры. Одновременно важно приспосабливать старые здания к современному использованию: например, делать из бывших доходных домов бутик-отели, кафе, музеи. Такой адаптивный реюз выгоден и для экономики, и для сохранения наследия. Гостям города будет интересно остановиться в отеле в отреставрированном особняке XIX века с современными удобствами. Инвесторов можно мотивировать налоговыми льготами или субсидиями на реставрацию. Здесь полезен опыт европейских городов (Прага, Львов), где работают программы поддержки частных владельцев памятников в обмен на открытие их для публики.
• Регулирование новой застройки и высотности.
Новый строительный бум в Ростове привёл к появлению высоток, иногда диссонирующих с окружением. Необходимо ввести правила этажности в центральных районах, чтобы не заслонять исторический силуэт (по примеру Парижа, где действуют жёсткие ограничения: большинство новых зданий не выше ~37 м в пределах города ). Также стоит требовать от новых проектов в центре проходить архитектурный совет и учитывать историческую планировку кварталов. Важно, чтобы новая архитектура была современной, но уважала масштаб и стилистику Ростова. Например, можно поощрять использование элементов, отсылающих к местному колориту (орнаменты, цветовая гамма). Город может организовывать конкурсы архитектурных концепций для ключевых мест (например, застройка набережной, новые мосты, вокзалы) – так удалось получить интересные решения для Зарядья в Москве, набережной Казани и др. Кроме того, в рамках дизайн-кода можно определить перспективные виды, которые нельзя портить – панорама на Дон, вид с Театральной площади и пр., и ограничить там высотное строительство.
• Унификация малых архитектурных форм и улиц.
Часть дизайн-кода – это стандарты для таких элементов, как лавочки, фонари, урны, остановочные павильоны, ограждения. Если они выдержаны в едином стиле, город воспринимается более цельно. Например, в историческом центре можно поставить фонари «под старину», стилизованные под дореволюционные (как сделали в Санкт-Петербурге). А в новых районах – использовать современный минималистичный дизайн МАФ. Вывески магазинов – отдельная тема: дизайн-код обычно предписывает определённое место на фасаде под вывеску, ограничивает кричащие цвета и неон. В Зальцбурге (Австрия) дошли до того, что в историческом центре полностью запрещены современные пластиковые вывески – все магазины используют кованые металлические вывески в старинном стиле . Благодаря этому средневековые улицы Зальцбурга выглядят словно декорации из прошлого, что крайне ценят туристы. Ростову не обязательно идти настолько радикально, но порядок навести стоит: убрать хаотично наклеенные баннеры, кондиционеры на фасадах закрывать решётками в цвет стены, спутниковые тарелки переносить во двор. Это потребует как контроля (административная ответственность), так и стимулов – например, частичным субсидированием затрат бизнесу на замену вывесок по новым правилам.
• Благоустройство общественных пространств с точки зрения дизайна.
Архитектурный облик – это не только здания, но и площади, улицы, набережные. Их реконструкция должна вестись по проектам, учитывающим эстетику. В Ростове уже реализованы проекты благоустройства (например, Театральная площадь, Соборный переулок). Следует продолжить эту работу: привести к единому стилю покрытия тротуаров (например, использовать плитку заданного образца), озеленение улиц (единообразные лунки и ограждения для деревьев), наружную рекламу (свести к определённым форматам). Хорошей практикой будет разрабатывать дизайн-проекты для каждой значимой улицы с участием профессиональных урбанистов и с учётом мнения жителей. Так поступили в Москве – каждую улицу центра проектировали индивидуально, но по общим принципам (широкие тротуары, навигация, озеленение, исторический облик фасадов). Итог – более 200 улиц преобразились, что повысило пешеходный трафик и выручку бизнеса на 10-15%. В Ростове особенно перспективно благоустроить набережную Дона в единой стилистике (сейчас некоторые участки разрознены). Возможно, стоит привлечь известных архитекторов через конкурс, чтобы набережная получила фирменный стиль (как, например, набережная Казани с современными арт-объектами и спортивными площадками, которая стала любимым местом жителей).
Резюме для Ростова: Введение дизайн-кода и комплексный подход к архитектурному развитию помогут повысить эстетическое качество городской среды. Город станет узнаваемым брендом – со своим стилем, ухоженными историческими улицами и продуманной новой архитектурой. Это прямая выгода для развития туризма (фотогеничный город с богатой историей привлекает больше гостей) и для горожан, гордящихся своим городом. Важно, чтобы эти правила внедрялись постепенно и гибко, сопровождаясь поддержкой собственников зданий. Тогда через 5–10 лет мы увидим преображённый Ростов, где прошлое и будущее гармонично сосуществуют.