Современные практики градостроительства для Ростова-на-Дону
Ростов-на-Дону может улучшить устойчивое развитие через современные градостроительные практики: развитие общественного транспорта, создание зелёных зон, внедрение "умных" технологий и дизайн-кода, а также обеспечение доступности для всех жителей. Эти меры повысят качество жизни, экологическую устойчивость и туристическую привлекательность города.

Введение
Ростов-на-Дону – крупный город на юге России с населением около 1,2 млн человек, важный транспортный узел и культурный центр на реке Дон. Сегодня перед городом стоят задачи повышения устойчивости развития, улучшения качества городской среды и роста туристической привлекательности. Современные градостроительные практики, успешно опробованные в мире и в России, могут помочь достичь этих целей. В данном исследовании рассматриваются передовые решения в области транспорта, зелёных зон, «умного города», архитектурного облика, общественных пространств, доступности и инфраструктуры, которые возможно адаптировать к реалиям Ростова-на-Дону. Мы приведём примеры успешного внедрения таких практик, оценим их применимость с учётом бюджета и предложим варианты финансирования (госпрограммы, ГЧП, гранты, частные инвестиции). В завершение будут даны рекомендации по реализации этих идей в Ростове-на-Дону.

1. Транспорт и мобильность
Сбалансированная транспортная система – основа устойчивого города. Для Ростова-на-Дону актуально развитие общественного транспорта, уменьшение зависимости от личных авто и создание комфортных условий для пешеходов и велосипедистов. Ниже перечислены ключевые направления и примеры:

Развитие рельсового и скоростного транспорта.
Вместо дорогого метро город делает ставку на современный скоростной трамвай. В 2021 году власти Ростовской области подписали концессионное соглашение с компанией «Синара» о создании в Ростове-на-Дону сети высокоскоростного трамвая . Это решение означает отказ от ранее планировавшегося метро в пользу более бюджетного и быстрореализуемого трамвая. Международный опыт подтверждает эффективность такого подхода: например, в Куритибе (Бразилия) ещё в 1974 году запущена система скоростных автобусов (BRT), которая стала образцом для 150 городов по всему миру . Куритиба сочетает BRT с политикой Transit-Oriented Development – уплотнённая застройка вдоль магистральных линий и пешеходные центры, что позволило ограничить использование личных авто. Другой пример – Барселона, где для спокойных жилых кварталов внедряется модель «суперблоков», перенаправляющая транзитный транспорт на внешние улицы и высвобождающая внутренние квартальные проезды для пешеходов, велосипедистов и рекреации . В результате реализации первых «суперблоков» в Барселоне на 13 тысяч м² увеличилась площадь, отданная людям, а уровень NO₂ снизился на 25% . Эти примеры показывают, что Ростов также может развивать скоростной наземный транспорт (трамваи, BRT) и ограничивать транзит машин через центр, чтобы приоритет отдать общественному транспорту и людям.
Пример: пешеходная улица Арбат в Москве – показательный образец успешного вытеснения машин из исторического центра в пользу пешеходов и туристов. Такие пешеходные зоны улучшают экологию и привлекательность города.

Развитие велоинфраструктуры.
Велосипед – экологичный и здоровый вид транспорта. Ростов имеет ровный рельеф и мягкий климат, благоприятные для велопередвижений большую часть года. Необходимо обустройство велодорожек и велополос на основных улицах, создание безопасных веломаршрутов, связывающих жилые районы с центром, набережной и парками. Полезен опыт Амстердама и Копенгагена, где доля велотранспорта достигает 30–40%, чему способствуют разветвлённые сети защищённых велодорожек и парковок. Даже в мегаполисах вроде Москвы велоинфраструктура стала приоритетом: постепенно обустроены сотни километров велополос и запущен городской велопрокат. Хотя в России пока доля велосипедистов мала, исследования показывают, что даже бюджетные меры (разметка велополос на широких дорогах, организация контрдвижения велосипедов на тихих улицах) способны повысить безопасность и интерес к велотранспорту . Для Ростова первое время разумно внедрять велодорожки на наиболее востребованных участках (например, вдоль набережной, в центре) и вокруг вузов, постепенно расширяя сеть.

Пешеходные зоны и «успокоение» движения.
Комфортные тротуары, пешеходные улицы и зоны успокоенного движения стимулируют горожан больше ходить пешком, что снижает нагрузку на транспорт и оживляет экономику улиц. Ростову стоит продолжить благоустройство тротуаров – расширение, устранение барьеров, озеленение и размещение городской мебели. Возможна организация пешеходных улиц на отдельных участках центра (по примеру Московского Арбата или Казанской улицы Баумана) – это привлечёт туристов и малый бизнес. Кроме того, трафик-калминг (островки безопасности, сужения полос, снижение скоростного лимита до 30 км/ч в жилых кварталах) повысит безопасность на дорогах. Пример – в ряде городов Европы («Vision Zero») такие меры позволили снизить аварийность и сделать улицы более дружелюбными для людей.

Общественный транспорт и интермодальность.
Для устойчивой мобильности необходима удобная и современная система общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички. В Ростове действует автобусно-троллейбусная сеть и сохраняются трамвайные линии, однако требуется обновление подвижного состава (закупка низкопольных экологичных машин) и приоритет на дорогах. В Москве, например, внедрена интеллектуальная система управления автобусами «Магистраль», которая в реальном времени оптимизирует маршруты и расписания, снизив задержки на 15–20% . Кроме того, в столице работают «умные» светофоры на основе ИИ, адаптирующие фазы под поток – это сократило пробки на 25–30% . Подобные ИТС (интеллектуальные транспортные системы) можно внедрять и в Ростове: умные светофоры на перегруженных узлах (например, вокруг центра и крупных магистралей) и приоритетный «зелёный коридор» для общественного транспорта. Также стоит наладить стыковку разных видов транспорта – интермодальные узлы. Например, обустройство узлов пересадки около железнодорожных платформ пригородных электричек (Ростов-Главный, Первомайка и др.) с возможностью пересесть на автобус или оставить велосипед. Это привлечёт часть маятниковых мигрантов пересесть с автомобилей на пригородный электротранспорт, разгрузив въезды в город.

Каршеринг и такси.
Развитие каршеринга (краткосрочной аренды авто) и удобного такси дополняет общественный транспорт, снижая потребность горожан в личном автомобиле. В Ростове каршеринг появился с 2019 года – компания Delimobil начала с парка в 50 машин и заявила потенциал роста до 2000 авто . При грамотном регулировании (выделенные парковки для шеринговых авто, преференции по доступу) каршеринг способен уменьшить количество частных машин и парковочных проблем. Помимо этого, город может стимулировать переход такси и каршеринга на электромобили, установив зарядные станции – такой подход практикует, например, Хельсинки, где планируется довести долю электроавто до 30% к 2030 году, а правительство выделяет средства на сотни новых зарядных пунктов.

Резюме для Ростова: приоритет развития общественного и альтернативного транспорта. Конкретные шаги – реализация проекта скоростного трамвая (с привлечением частного инвестора по концессии), организация выделенных полос для автобусов, запуск ИТС (умных светофоров) на ключевых магистралях, создание первых безопасных веломаршрутов и пешеходных зон в центре. Эти меры улучшат экологию, сократят пробки и сделают город привлекательнее для жителей и туристов.

2. Зелёные зоны и экология города
Зелёные пространства – «лёгкие» города, влияющие на здоровье, климат и привлекательность территории. Ростову-на-Дону, расположенному в степной зоне с жарким летом, жизненно важно сохранять и приумножать зелень: парки, скверы, уличные посадки деревьев, зелёные дворы. Современные подходы к развитию зелёных зон включают не только создание парков, но и интеграцию природы в городскую ткань – зелёные коридоры, озеленение крыш и фасадов, восстановление природных ландшафтов. Рассмотрим примеры и меры, релевантные Ростову:

Новые парки и скверы.
За последние годы по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» в Ростовской области благоустроено более 870 общественных пространств – в том числе созданы новые парки, скверы и площади . В самом Ростове яркий пример – парк «Левобережный» на левом берегу Дона, разбитый к Чемпионату мира 2018 года рядом со стадионом. Этот парк значительно расширил рекреационную зону для горожан. Однако обеспеченность зелёными насаждениями на душу населения всё ещё ниже норматива. Городу необходимы новые парки в шаговой доступности от жилых районов, особенно в активно застраивающихся окраинах. Для этого можно использовать пустующие территории, поймы малых рек (Темерник) и старые промзоны под реновацию. Хороший ориентир – опыт Москвы, где за последнее десятилетие создано или реконструировано множество парков (Зарядье, «Остров Мечты», благоустройство ВДНХ и др.), что повысило индекс качества городской среды. Например, парк «Зарядье» (открыт в 2017 г. на месте снесённой гостиницы) стал новой точкой притяжения – за первый год его посетили около 10 млн человек, в том числе туристы . Он сочетает ландшафтное разнообразие (степь, лес, тундра) с современными объектами, что привлекает посетителей круглый год. Ростову стоит использовать успешные практики ландшафтного дизайна и интерактивности парков, чтобы новые зелёные зоны были интересны разным группам (семьям, молодёжи, пожилым).

Связанные зелёные коридоры.
Важный принцип – соединять отдельные парки и скверы в единую систему при помощи эко-коридоров. Это могут быть озеленённые бульвары, набережные, аллеи вдоль рек и оврагов. В Сингапуре реализована масштабная сеть Park Connector Network – более 360 км зеленых дорожек, связывающих парки и жилые кварталы . По этим маршрутам жители могут пешком или на велосипеде добраться до любого парка, попутно наслаждаясь природой. Сингапур вообще славится концепцией «Город-сад»: к 2023 году там создано свыше 100 га зеленых крыш и вертикальных садов, что заметно уменьшило эффект городского теплового острова и улучшило качество воздуха . Ростов-на-Дону может развивать зеленые коридоры вдоль реки Дон и Темерника, а также по главным улицам. Например, благоустраиваемая набережная Дона должна стать частью непрерывного маршрута: уже сейчас планируется продлить прогулочную зону с 2,3 км до 5,3 км . После полного переноса грузового порта на левый берег (инвестпроект 1,2 млрд руб. до 2025 г. ) центральная набережная освободится для дальнейшего озеленения и продления. Соединение набережной с парком имени Октября через зелёный коридор по руслу Темерника создало бы крупную рекреационную ось. Эко-маршруты можно обозначить и внутри города – например, «зеленое кольцо» из скверов и бульваров вокруг исторического центра. Такие шаги усилят проветривание города, дадут убежище от жары и сформируют привлекательные прогулочные тропы для туристов.

Возрождение водных объектов.
Город, стоящий на реке, должен использовать эту привилегию. Мировой тренд – ренатурализация рек и ручьёв в городах. Знаковый пример – проект Чхонгечхон в Сеуле: в начале 2000-х там снесли шестиполосную эстакаду, под которой был спрятан ручей, и восстановили 6 км природного русла . На месте шумной автострады появилось живописное пространство с проточной водой, мостиками, парком и пешеходными дорожками. Это не только стало популярной достопримечательностью (ежегодно миллионы туристов, фестиваль фонарей) , но и улучшило экологию: средняя температура рядом снизилась на ~1 °C, воздух стал чище, а район получил защиту от наводнений . Проект стоил ~$380 млн и был реализован за 27 месяцев , принесши городу колоссальный социально-экономический эффект. В Ростове подобный подход можно применить к реке Темерник – вместо бетонирования русла провести этапную очистку и создание на её берегах парка («Темерницкая долина» уже частично реализуется). Это даст городу новый длинный парк вдобавок к донской набережной, улучшит дренаж (уменьшит риск паводков) и создаст среду обитания для птиц и рыб прямо в черте города.

Озеленение городской застройки.
Помимо выделенных парков, важно насытить зеленью улицы и дворы. Тенистые аллеи вдоль дорог снижают температуру асфальта, поглощают пыль и СО₂. Стоит продолжить практику высадки деревьев на главных проспектах и жилых кварталах. Например, программа «Миллион деревьев» в Москве позволила за несколько лет посадить тысячи деревьев во дворах и вдоль улиц. Кроме традиционных методов, современные города внедряют вертикальное озеленение: озеленённые фасады зданий, зелёные крыши. В Сингапуре многие небоскрёбы имеют висячие сады и зелёные стены, а на крышах разбиты полноценные парки и фермы – суммарно это более 100 га живых насаждений на зданиях . Такие «необычные» зелёные объекты сами стали туристическими аттракциями (например, футуристические «супердеревья» в саду Gardens by the Bay, см. фото ниже). В Ростове можно стимулировать девелоперов внедрять элементы зелёной архитектуры – сажать вьющиеся растения на пустых стенах, делать эксплуатируемые озеленённые кровли на торговых центрах, устанавливать перголы с виноградом в общественных зонах. Город может предусмотреть гранты или конкурсы на лучшее озеленение фасадов среди предпринимателей.
Пример: «Супердеревья» в Сингапуре (Gardens by the Bay) – искусственные металлические башни, оплетённые тысячами растений. Этот парк сочетает инновации и природу: солнечные панели на «деревьях» питают вечернюю подсветку, а внутри стволов собирается дождевая вода. Такое творческое озеленение стало символом города и привлекает массу туристов.

«Зелёная» инфраструктура и климатическая адаптация.
Зелёные зоны выполняют не только эстетическую, но и инженерную функцию. Так называемая природоориентированная инфраструктура (Nature-based solutions) помогает справляться с дождевыми паводками и жарой. Например, «губчатый город» – концепция, реализуемая сейчас в Китае: дождевую воду не гонят сразу в трубы, а стараются задержать в городе с помощью парков, биопрудов, permeable pavement (водопроницаемых покрытий) и т.д. Китай запустил программу 30 пилотных «губчатых городов» в 2014 году, чтобы снизить наводнения . Результаты впечатляют: новые парки, озёра и дождевые сады обеспечивают защиту от ливней уровня «1 раз в 30 лет», а заодно улучшают городской микроклимат . Ростов подвержен сильным ливням, поэтому городу стоит перенять эти практики – например, при реконструкции улиц и дворов включать элементы ливневых садов (углубления с растениями, куда стекает вода с дорог), делать парковки и тротуары из материалов, пропускающих воду в грунт. Это снизит нагрузку на ливневую канализацию и предотвратит затопления. Также можно создать на окраинах города пруд-накопитель (водоём, принимающий избыточную дождевую воду), обустроив его как парк. Такие решения уже частично используются: например, в новой части парка «Левобережный» предусмотрены заболоченные биотопы для очистки и задержания ливневых стоков.

Резюме для Ростова: увеличение и связность зелёных территорий – залог комфортного и экологичного города. Необходимо защищать существующие зелёные насаждения от вырубки, развивать новые парки (с фокусом на недостающих районах), озеленять улицы и застройку. Интеграция природы в городскую среду (зелёные коридоры, водные объекты, вертикальное озеленение) улучшит микроклимат, а также станет основой развития экотуризма. Жителям и туристам понравится город, где можно прогуляться по живописной набережной, укрыться в тени сквера жарким днём и насладиться уникальными зелёными достопримечательностями.

3. «Умный город» и цифровая инфраструктура
Концепция «умного города» подразумевает использование цифровых технологий и данных для эффективного управления городским хозяйством, улучшения услуг и повышения комфорта жизни горожан. Для Ростова-на-Дону внедрение элементов «Smart City» поможет оптимизировать расход ресурсов, повысить безопасность и сделать город более привлекательным для инвесторов и туристов. Рассмотрим основные направления: умное управление инфраструктурой, цифровые сервисы для жителей, сбор и анализ данных.

Интеллектуальное управление коммунальными ресурсами.
Цифровые технологии позволяют существенно экономить воду, электроэнергию, оптимизировать вывоз мусора. Пример – Барселона, один из лидеров в области Smart City. Там установили 20 тысяч умных датчиков полива в парках, благодаря чему полив растений стал точечным и по потребности – это снизило потребление воды на 25%, сэкономив ~$555 тыс. в год . В том же городе внедрены датчики в мусорных баках, которые сигнализируют о заполнении – спецтранспорт выезжает только когда контейнер полон, что оптимизирует маршруты и уменьшает затраты . Умные счётчики электричества и воды в домах помогают жителям экономить: в Казани пилотный проект по установке интеллектуальных счётчиков электроэнергии показал снижение затрат на 10–15% . Для Ростова целесообразно пошагово внедрять такие системы: начать с «умного» полива городских газонов и мониторинга утечек воды (установить датчики влажности и расхода на магистральных трубопроводах). Это может быть реализовано в рамках ГЧП с профильными компаниями. Также можно оснастить крупные ТСЖ и новостройки интеллектуальными счётчиками тепла/воды с дистанционной передачей показаний – жители сразу видят потребление через приложение и могут регулировать, а город своевременно выявляет аварии.

Уличное освещение и городские сервисы.
«Умный» город – это комфорт и безопасность на улицах. Одна из самых окупаемых мер – переход на LED-светильники с автоматическим управлением. Как показал опыт Лос-Анджелеса, замена 165 тыс. фонарей на LED и установка системы удалённого контроля позволили снизить энергопотребление освещения на 63% и экономить $8,7 млн ежегодно . Кроме того, новые светильники подключены к софтверной платформе, что позволяет дистанционно отслеживать их работу, адаптировать яркость под погоду/время суток и быстро реагировать на неисправности . В Ростове уже ведётся постепенный перевод уличного освещения на LED, но стоит интегрировать систему управления: разбить город на зоны, где свет диммируется ночью в жилых кварталах, но остаётся ярким на магистралях или при обнаружении пешехода (существуют фонари с датчиками движения). Также можно оснащать фонарные столбы дополнительными функциями – например, в Москве на опорах ставят датчики воздуха, камеры или кнопки экстренного вызова.

Городская аналитика и центр управления.
Важным элементом Smart City является единый центр мониторинга, куда стекаются данные от разных систем: транспорт, энергетика, ЖКХ, безопасность, экология. На основе big data можно оперативно принимать решения. Москва, например, создала ситуационный центр, который отслеживает в реальном времени трафик, работу транспорта, погоду, обращения граждан и т.д. Аналогично, в Барселоне разработана открытая платформа Sentilo, объединяющая 18 тысяч датчиков по всему городу (погода, качество воздуха, шум, освещённость) . Это позволило городу оптимизировать множество процессов и дало толчок для разработки десятков частных приложений на основе открытых данных . Ростову имеет смысл участвовать в федеральном проекте Минстроя РФ «Умный город» (существует рейтинг IQ городов). В этом проекте уже лидируют Тюмень, Сургут, Казань и др., показавшие внедрение различных решений . Создание диспетчерского центра Ростова (на базе, например, городской ЕДДС) с модернизацией программного обеспечения позволило бы лучше управлять ресурсами. Например, оперативно перенаправлять общественный транспорт при перекрытиях (по аналогии с системой «Магистраль» ), прогнозировать аварии сетей по датчикам. Для туристов и жителей можно развивать городские цифровые сервисы: мобильное приложение города с расписанием транспорта, афишей событий, онлайн-записью на экскурсии, оплатой парковки и т.д. Некоторые элементы уже есть (например, сервис «Умный Ростов» для записи к врачу), но целостной платформы пока нет.

Безопасность и видеомониторинг.
«Умный» город также включает системы безопасности: камеры наблюдения с аналитикой, датчики пожаров, кнопки тревожного вызова. В общественных местах Ростова (парки, стадионы, транспорт) желательно установить современные видеокамеры с возможностью распознавания инцидентов (драка, оставленный предмет). В сочетании с системой оповещения это повышает защищённость граждан и туристов. Хотя важно соблюдать баланс с приватностью, положительный пример – Сингапур, где тысячи камер и датчиков помогают полиции быстро раскрывать преступления, а также следят за порядком на улицах (например, курение в неположенных местах фиксируется и штрафы выписываются автоматически). В Казани для безопасности ввели системы видеоаналитики на улицах и в транспорте , что позволило снизить число правонарушений. Ростову к крупным мероприятиям (например, возможным международным форумам) стоит модернизировать систему «Безопасный город».

Автоматизация транспорта и услуг.
Глядя в будущее, можно предусмотреть место и для инноваций: тестировать беспилотные шаттлы на закрытых территориях (как делает Иннополис ), оснащать светофоры модулями V2X для связи с умными автомобилями, внедрять беспилотную уборочную технику в парках. Уже сейчас мегаполисы (Шанхай, Дубай) запускают автономные автобусы на отдельных маршрутах. Ростов в перспективе мог бы использовать автоматические шаттлы для подвоза болельщиков к стадиону или внутри большого парка.

Резюме для Ростова:цифровизация городской среды – инвестиция, которая окупается повышением эффективности и экономией. Следует начать с наиболее практичных шагов: установить умные счётчики и датчики утечек в ЖКХ, перевести городское освещение на «умные» LED, внедрить систему управления трафиком на основе датчиков и камеры. Параллельно развивать городское приложение и портал открытых данных, стимулируя ИТ-стартапы создавать сервисы для горожан (навигация, туризм, экология). Также необходимо обучать персонал администрации новым технологиям или привлекать ИТ-компании по аутсорсу. «Умный Ростов» повысит привлекательность города для инвесторов и качество жизни горожан, а также позволит более рационально расходовать городской бюджет за счёт экономии ресурсов.

4. Архитектура и дизайн-код города
Архитектурный облик Ростова-на-Дону – это визитная карточка города. Здесь важно найти баланс между сохранением уникальной исторической среды и внедрением современных стандартов качества застройки. Одним из инструментов является дизайн-код города – свод правил и рекомендаций по оформлению фасадов, вывесок, малых архитектурных форм и благоустройству улиц. Правильно разработанный дизайн-код поможет придать Ростову визуальное единство, подчеркнуть его достоинства (историческая застройка начала XX века, колорит донского казачества) и устранить визуальный хаос. Практики:

Введение городского дизайн-кода.
Многие российские города уже приняли дизайн-коды (Казань, Тюмень, Самара, небольшие города Золотого кольца). Самым известным является московский дизайн-код, разработанный в 2014–2016 годах. Его реализация привела к трансформации улиц – были убраны громоздкие рекламные конструкции, унифицированы вывески магазинов, появились удобные навигационные стелы и благоустроенные павильоны . В результате центр Москвы избавился от «визуального шума», открылся вид на исторические фасады, стал более привлекательным для туристов. В Ростове проблема визуального загрязнения также актуальна – пёстрые вывески, различные стили ларьков, неотреставрированные фасады. Разработка дизайн-кода Ростова-на-Дону могла бы включать: единые требования к размерам и стилю вывесок (особенно в историческом центре), ограничение на высоту рекламных билбордов, рекомендации по цветовой гамме фасадов, стандарт оформления летних кафе и террас, требования к освещению витрин и пр. Дизайн-код должен учитывать местную специфику – например, разрешать использовать элементы казачьего декоративного стиля там, где это уместно, но в рамках общей гармонии. Важно, что дизайн-код – это не про унификацию «под одну гребёнку», а про сохранение уникальности. Как отмечают эксперты, хороший дизайн-код помогает подчеркнуть характер города и привлечь туристов . Его разработку можно поручить команде профессиональных архитекторов совместно с историками и местным бизнес-сообществом, чтобы правила были выполнимы и понятны всем.

Реставрация и адаптация исторических зданий.
Ростов богат архитектурным наследием – множество зданий в стиле модерн, эклектика конца XIX – начала XX века, советский конструктивизм. Их сохранение – важная задача. Нужно расширять практику реставрации фасадов с использованием исторических цветов и материалов. Пример – в Москве в рамках программы «Моя улица» отреставрировали десятки исторических домов по ул. Никольской, Тверской и др. – сняли старую краску, восстановили лепнину, вернули аутентичные цвета. Ростову стоит участвовать в федеральных грантах на сохранение культурного наследия, привлекая средства на ремонт памятников архитектуры. Одновременно важно приспосабливать старые здания к современному использованию: например, делать из бывших доходных домов бутик-отели, кафе, музеи. Такой адаптивный реюз выгоден и для экономики, и для сохранения наследия. Гостям города будет интересно остановиться в отеле в отреставрированном особняке XIX века с современными удобствами. Инвесторов можно мотивировать налоговыми льготами или субсидиями на реставрацию. Здесь полезен опыт европейских городов (Прага, Львов), где работают программы поддержки частных владельцев памятников в обмен на открытие их для публики.

Регулирование новой застройки и высотности.
Новый строительный бум в Ростове привёл к появлению высоток, иногда диссонирующих с окружением. Необходимо ввести правила этажности в центральных районах, чтобы не заслонять исторический силуэт (по примеру Парижа, где действуют жёсткие ограничения: большинство новых зданий не выше ~37 м в пределах города ). Также стоит требовать от новых проектов в центре проходить архитектурный совет и учитывать историческую планировку кварталов. Важно, чтобы новая архитектура была современной, но уважала масштаб и стилистику Ростова. Например, можно поощрять использование элементов, отсылающих к местному колориту (орнаменты, цветовая гамма). Город может организовывать конкурсы архитектурных концепций для ключевых мест (например, застройка набережной, новые мосты, вокзалы) – так удалось получить интересные решения для Зарядья в Москве, набережной Казани и др. Кроме того, в рамках дизайн-кода можно определить перспективные виды, которые нельзя портить – панорама на Дон, вид с Театральной площади и пр., и ограничить там высотное строительство.

Унификация малых архитектурных форм и улиц.
Часть дизайн-кода – это стандарты для таких элементов, как лавочки, фонари, урны, остановочные павильоны, ограждения. Если они выдержаны в едином стиле, город воспринимается более цельно. Например, в историческом центре можно поставить фонари «под старину», стилизованные под дореволюционные (как сделали в Санкт-Петербурге). А в новых районах – использовать современный минималистичный дизайн МАФ. Вывески магазинов – отдельная тема: дизайн-код обычно предписывает определённое место на фасаде под вывеску, ограничивает кричащие цвета и неон. В Зальцбурге (Австрия) дошли до того, что в историческом центре полностью запрещены современные пластиковые вывески – все магазины используют кованые металлические вывески в старинном стиле . Благодаря этому средневековые улицы Зальцбурга выглядят словно декорации из прошлого, что крайне ценят туристы. Ростову не обязательно идти настолько радикально, но порядок навести стоит: убрать хаотично наклеенные баннеры, кондиционеры на фасадах закрывать решётками в цвет стены, спутниковые тарелки переносить во двор. Это потребует как контроля (административная ответственность), так и стимулов – например, частичным субсидированием затрат бизнесу на замену вывесок по новым правилам.

Благоустройство общественных пространств с точки зрения дизайна.
Архитектурный облик – это не только здания, но и площади, улицы, набережные. Их реконструкция должна вестись по проектам, учитывающим эстетику. В Ростове уже реализованы проекты благоустройства (например, Театральная площадь, Соборный переулок). Следует продолжить эту работу: привести к единому стилю покрытия тротуаров (например, использовать плитку заданного образца), озеленение улиц (единообразные лунки и ограждения для деревьев), наружную рекламу (свести к определённым форматам). Хорошей практикой будет разрабатывать дизайн-проекты для каждой значимой улицы с участием профессиональных урбанистов и с учётом мнения жителей. Так поступили в Москве – каждую улицу центра проектировали индивидуально, но по общим принципам (широкие тротуары, навигация, озеленение, исторический облик фасадов). Итог – более 200 улиц преобразились, что повысило пешеходный трафик и выручку бизнеса на 10-15%. В Ростове особенно перспективно благоустроить набережную Дона в единой стилистике (сейчас некоторые участки разрознены). Возможно, стоит привлечь известных архитекторов через конкурс, чтобы набережная получила фирменный стиль (как, например, набережная Казани с современными арт-объектами и спортивными площадками, которая стала любимым местом жителей).

Резюме для Ростова: Введение дизайн-кода и комплексный подход к архитектурному развитию помогут повысить эстетическое качество городской среды. Город станет узнаваемым брендом – со своим стилем, ухоженными историческими улицами и продуманной новой архитектурой. Это прямая выгода для развития туризма (фотогеничный город с богатой историей привлекает больше гостей) и для горожан, гордящихся своим городом. Важно, чтобы эти правила внедрялись постепенно и гибко, сопровождаясь поддержкой собственников зданий. Тогда через 5–10 лет мы увидим преображённый Ростов, где прошлое и будущее гармонично сосуществуют.

5. Общественные пространства
К общественным пространствам относятся площади, набережные, пешеходные улицы, бульвары, дворы, рынки, городские кластеры – места, где люди собираются, общаются, отдыхают. Качественные общественные пространства делают город живым и привлекательным как для жителей, так и для туристов. Ростов-на-Дону имеет ряд знаковых мест (Главный городской пляж, Театральная площадь, Пушкинская улица-бульвар, набережная Ростова), однако потенциал многих территорий ещё не раскрыт. Современные подходы к развитию public spaces включают планирование с участием сообщества (placemaking), мультифункциональность и доступность для разных групп населения. Рассмотрим предложения:

Реконструкция набережной реки Дон.
Набережная – лицо Ростова как «столицы Дона». Сейчас часть набережной благоустроена, но есть планы по её расширению и обновлению. Уже упоминалось продление прогулочной зоны до 5,3 км и перенос порта. Крайне важно сделать набережную многофункциональной: помимо просто прогулочной аллеи, там должны быть зоны для спорта (велодорожки, беговые дорожки, уличные тренажёры), детские площадки, кафе с летними террасами, смотровые точки и фотолокации, возможно, небольшой пляж или места для рыбалки. Опыт показывает, что успешные набережные – это те, где есть активности круглый год. Например, в Казани набережная Казанки стала популярна благодаря установке зимой катка и тюбинговых горок, а летом там проводят фестивали. В Бордово (Франция) набережную Гаронны преобразовали: убрали парковки, сделали широкий променад с фонтанами, и теперь там проходят ярмарки, концерты, а рядом открылся Сити-брич (городской пляж). Ростову стоит предусмотреть на обновлённой набережной инфраструктуру для мероприятий – мобильную сцену, места подключения звука, амфитеатр на открытом воздухе. Также можно установить арт-объекты, связанные с темой реки и казачества, чтобы туристы охотно фотографировались (например, скульптуры рыб, казачьей лодки). Финансирование реконструкции частично может взять на себя бизнес: есть информация, что «Газпром» готов был вложить ~400 млн руб. в продление набережной после Дня города . Это показатель, что крупные компании заинтересованы в развитии имиджевых городских объектов.

Ревитализация площадей и улиц в центре.
Театральная площадь – главная городская сцена, но вне праздников она пустует и используется как транспортная развязка. Мировая практика – возвращать площади людям. Например, Таймс-сквер в Нью-Йорке частично закрыли для машин, поставили сидения – и поток пешеходов вырос на 20%, а аварийность упала вдвое. В Ростове можно временно (в выходные) или постоянно ограничить движение по Театральной площади, сделав её чисто пешеходной перед зданием театра. Тогда там смогут появиться уличные кафе, уличные выступления артистов, ярмарки. Другие центральные улицы – Большая Садовая, Пушкинская – нуждаются в гуманизации: больше лавочек, переходов, возможно, выделение отдельных участков под pedestrian mall (торгово-прогулочную зону). Пушкинский бульвар – отличный задел, его можно развить, превратив в непрерывный линейный парк через весь центр, со скульптурами по мотивам произведений Пушкина, интерактивными уголками для детей. Такие тематические пространства (как, например, Арбат в Москве с его уличными художниками и музыкантами) усиливают идентичность города.

Создание новых точек притяжения («городские кластеры»).
В Ростове не хватает современных общественных пространств формата «кластер» – когда в одной локации сочетается несколько функций: например, рынок + фудкорт + арт-пространство + коворкинг. Успешный пример – «Флакон» и «Красный октябрь» в Москве (бывшие заводы, превращённые в центры творчества с галереями, барами, дизайн-магазинами). В Ростове подобное можно сделать, например, на базе старого завода или портовых складов после переноса порта. Создать креативный кластер на набережной: с ремесленными лавками донских мастеров, гастрономическим рынком локальной кухни, выставочными площадками. Это привлекло бы молодежь и туристов, желающих почувствовать местный колорит. Другой вариант кластера – спортивно-рекреационный: например, вдоль гребного канала на левом берегу можно разместить велопрокаты, скейт-парк, зону для фестивалей под открытым небом (летний кинотеатр). Городские власти могут содействовать таким инициативам, сдавая в льготную аренду объекты культурного наследия или промзоны инвесторам с условием создания публичных пространств.

Участие жителей в планировании (placemaking).
Лучшие общественные пространства получаются, когда учтено мнение самих горожан. В Ростове уже практикуется онлайн-голосование за благоустройство территорий – более 1,5 млн жителей области приняли участие в выборе, какие дворы и скверы обновить . Эту практику надо продолжать и углублять: проводить воркшопы с жителями конкретного района перед строительством парка, спрашивать, что они хотят там видеть. Такой метод был успешно применён в проекте благоустройства набережной Темерника – жители предлагали идеи, и это повысило одобрение проекта. Также можно поддерживать тактический урбанизм: временные акции по оживлению пространства – например, на один день организовать парковку как зону отдыха (Parking Day), провести фестиваль уличной еды на пустыре, раскрасить скучную стену вместе с волонтёрами. Эти недорогие мероприятия сразу показывают потенциал места и могут инициировать постоянные изменения.

Резюме для Ростова: Общественные пространства – «душа» города. Инвестиции в их развитие окупаются через рост малого бизнеса (кафе, туризм), улучшение имиджа и вовлечённость горожан. Ростову нужно продолжать благоустраивать знаковые места (набережная, центр), а также создавать новые публичные локации в жилых районах (районные парки с зонами барбекю, детскими площадками, спортивными ядрами). В каждом районе должен быть свой «центр притяжения» – площадь или парк, куда можно прийти на праздник или в выходной. Туристы же оценят продуманную, красивую набережную, пешеходные маршруты по уютным улицам и возможность посетить колоритные городские кластеры. Это сделает город более гостеприимным и живым.

6. Доступная и инклюзивная городская среда
Доступность для маломобильных групп – обязательный стандарт современного города. Инклюзивная инфраструктура означает, что люди с инвалидностью, пожилые, родители с колясками, временно травмированные – все могут полноценно передвигаться по городу и участвовать в жизни. Для Ростова, как для любого крупного города, развитие доступной среды – не только требование законодательства (программа «Доступная среда»), но и фактор туристической привлекательности: люди с ограничениями здоровья тоже путешествуют и ценят города, где для них созданы условия. Рассмотрим направления повышения доступности:

Безбарьерная уличная инфраструктура.
Тротуары должны иметь съезды (пандусы) на проезжую часть на каждом пешеходном переходе. Высота бордюра – не более 2–3 см или вровень с дорогой, чтобы инвалидная коляска могла легко переехать. В историческом центре Ростова многие тротуары были отремонтированы, но во дворах и на окраинах ещё встречаются бордюры без съездов. Город должен продолжить инвентаризацию всех перекрёстков и спусков и обустроить там пандусы. Также важны тактильные указатели для слабовидящих: возле переходов укладывать ребристую желтую плитку, на светофорах устанавливать звуковые сигнализаторы. Такие меры уже стали стандартом в Москве, и Ростову стоит их перенять повсеместно. Кроме того, общественный транспорт – автобусы и троллейбусы – должен быть низкопольным или оснащён выдвижным пандусом. В Ростове парк постепенно обновляется: приходят низкопольные ЛиАЗы и троллейбусы , это позитивная тенденция, её нужно закрепить, убрав со временем устаревшие высокие модели. На остановках можно установить визуальные табло с расписанием (они помогают и людям с плохим слухом, и всем пассажирам).

Доступность общественных зданий и достопримечательностей.
Все новые объекты обязаны проектироваться доступными – с пандусами или лифтами, широкими дверями, специальными туалетами. Вопрос – адаптация старых зданий. Музеи, театры Ростова должны обзавестись подъемниками или пандусами при входе. Если прямой пандус невозможен (например, узкое крыльцо старинного здания), можно ставить подъёмные платформы. Также внутри – навигация шрифтом Брайля, тифлокомментарии. Пример города, где это реализовано – Казань: к Универсиаде 2013 и ЧМ-2018 они сделали доступными 100% туристических объектов (Казанский кремль имеет удобные пандусы, в мечети Кул-Шариф есть лифт). В результате Казань и Санкт-Петербург сейчас считаются самыми благоприятными городами России для инвалидов-колясочников . Ростову следует перенимать этот опыт: тем более, город принимал матчи ЧМ-2018 и часть инфраструктуры (стадион, аэропорт) уже соответствует стандартам доступности. Надо подтянуть и городские маршруты: например, оборудовать видовые площадки на набережной так, чтобы на них могла въехать коляска (невысокие бордюры, нет узких калиток). Также хорошо бы организовать несколько доступных туристических маршрутов – с указанием, какие улицы и музеи полностью безбарьерны, и разместить эту информацию на туристическом сайте города.

Инклюзивные общественные пространства.
При благоустройстве парков и площадей нужно учитывать разные потребности. Например, делать части детских площадок приспособленными для детей-инвалидов (специальные качели для колясок). В парках устанавливать тактильные макеты достопримечательностей для слепых. На больших светофорах – дублировать сигнал светом и звуком (для глухих и слепых). Городская навигация (указатели улиц, карты) должна быть читаемой и понятной – крупный шрифт, контрастные цвета. В европейских городах уже появляются системы, когда незрячий человек через смартфон получает голосовые подсказки от меток Bluetooth, установленных на улицах. Ростов мог бы поучаствовать в пилотном проекте подобной системы на центральных улицах.

Обучение и культурный аспект.
Доступная среда – это ещё и отношение общества. Город может проводить обучающие семинары для водителей общественного транспорта, сотрудников музеев, гостиниц о том, как помогать людям с инвалидностью (например, в Бреде (Нидерланды) всех водителей автобусов обучили взаимодействовать с пассажирами в инвалидных колясках ). Также можно поощрять бизнес за инклюзивность – конкурс «Доступный магазин/кафе года». По данным рейтингов, всё больше россиян хотят жить в «умном» и удобном для всех городе , так что работа над инклюзией повышает удовлетворённость жителей.
Приятный пример для вдохновения – город Бреда (Нидерланды), победитель премии ЕС «Access City Award 2019». Там туристический офис разработал специальные маршруты для слабовидящих, мобильное приложение помогает спланировать путь на транспорте с учётом доступности, все водители прошли тренинг по работе с маломобильными пассажирами, а городская администрация проверила 800 магазинов и кафе на доступность, помогла им установить пандусы – теперь почти все заведения приспособлены . Бреда показывает, что даже старинный город (средневековые улицы) можно сделать гостеприимным для всех категорий населения при комплексном подходе.

Резюме для Ростова: Развивая доступную среду, город не только выполняет социальную миссию, но и расширяет круг потенциальных посетителей (туристы с инвалидностью, пожилые европейцы, для которых отсутствие барьеров – решающий фактор при выборе маршрута). Практические рекомендации: продолжить модернизацию улиц (пандусы на тротуарах, тактильная плитка, звуковые светофоры), закупить достаточное число низкопольного транспорта, обеспечить доступность всех значимых объектов (администрация, парки, музеи, вокзалы). Включить критерии доступности в оценку эффективности городских программ. Возможно, назначить в мэрии уполномоченного по делам инвалидов, который будет курировать эти вопросы. Создавая город для всех, Ростов-на-Дону демонстрирует свою современность и гуманность.

7. Инфраструктура и инженерные сети
Надёжная и современная инженерная инфраструктура – фундамент устойчивого городского развития. Сюда относятся системы водоснабжения и водоотведения, теплосети, электросети, ливневая канализация, утилизация отходов, энергообеспечение. Для Ростова-на-Дону, как растущего города, модернизация инфраструктуры – насущная потребность: изношенные сети приводят к авариям, потери ресурсов велики, а климатические вызовы (жара, ливни) увеличивают нагрузку. Современные практики направлены на повышение энергоэффективности, устойчивости к климату и внедрение чистых технологий.

Модернизация сетей водоснабжения и канализации.
Ростов потребляет огромные объёмы воды из Дона, но часть теряется из-за утечек. Необходимо поэтапно обновлять водопроводные сети, используя новые материалы (пластиковые трубы с большим сроком службы). В некоторых городах привлекают средства международных банков для таких проектов – например, ЕБРР финансировал модернизацию водоканалов в ряде российских городов. Росводоканал-Ростов уже реализует инвестиционные программы, и их надо продолжить. Кроме того, следует внедрять системы автоматического контроля давления и утечек: датчики, которые передают сигнал о падении давления и позволяют локализовать прорыв. Это сокращает время аварии и потери воды. Очистные сооружения канализации тоже требуют внимания – рост населения увеличивает нагрузку на биологические очистки стоков. Инновация последних лет – локальные очистные модули для ливневой канализации, которые ставят на выпусках перед сбросом в реку, очищая воду от нефти и мусора. Для Дона это актуально, чтобы река не загрязнялась городскими стоками. Инвестировать в такие системы можно через экологические гранты или целевые федеральные программы по оздоровлению рек.

Энергосбережение и теплоэффективность.
В жилищном фонде Ростова много старых домов с плохой изоляцией – зимой они теряют тепло, летом перегреваются, что приводит к перерасходу энергии (отопление, кондиционирование). Решение – программы капитального ремонта с утеплением фасадов (навесные фасадные системы, современные окна). В ряде стран (Германия, Польша) действуют программы субсидирования утепления для жильцов – можно искать возможности внедрить что-то подобное через областные фонды, чтобы стимулировать ТСЖ. Что касается городской системы отопления: Ростов имеет централизованное теплоснабжение в ряде районов. Надо уменьшать потери тепла в сетях – укладывать предизолированные трубы при ремонтах, ставить ИТП (индивидуальные теплопункты) в домах для регулировки температуры по погоде. Это сократит перерасход тепла. Энергоэффективность уличного освещения мы уже рассмотрели в разделе умного города – переход на LED даёт экономию до 60–70%. Ещё один аспект – возобновляемая энергия. Климат Ростова (солнечные дни, ветер с Дона) позволяет рассматривать локальные СЭС (солнечные электростанции) на крышах муниципальных зданий. Можно начать пилот на здании администрации или вузе – установить солнечные панели, которые будут частично покрывать их энергопотребление. Это не только экономия, но и демонстрация приверженности экологическим ценностям, что хорошо с точки зрения имиджа (многие туристы из Европы обращают внимание, насколько город «зелёный» в плане энергии).

Управление ливневыми водами и дренаж.
Как отмечалось, климатические изменения приводят к более интенсивным ливням. Ливневая канализация Ростова требует расширения – прокладки новых коллекторов в районах застройки, прочистки старых. Но кроме традиционных инженерных мер, стоит внедрять природные решения (о которых говорилось в разделе зелёных зон): дождевые сады, зеленые канавы вдоль дорог, больше газонов вместо сплошного асфальта. Программа «Губчатый город» может стать частью стратегии адаптации Ростова к изменению климата. Например, при реконструкции площади или двора включать в проект специальные понижения с растительностью, куда будет собираться вода во время ливня, а затем медленно уходить в грунт. Это дешёво и эффективно. Также можно использовать инфильтрационные колодцы – специальные скважины, через которые ливневая вода уходит в глубинные слои почвы, пополняя подземные воды. Водоотведение – вопрос не только инженерный, но и ландшафтный: каждый новый сквер или парк стоит проектировать так, чтобы часть функции была – хранение дождевой воды (пруд, бассейн, канавки).

Управление отходами.
Устойчивая инфраструктура включает современную систему обращения с отходами: раздельный сбор, переработку, минимизацию мусора. Туристы из развитых стран уже привыкли к сортировке и будут приятно удивлены, если в Ростове тоже увидят цветные контейнеры для пластика, стекла, бумаги. Региональный оператор мог бы организовать пилотные площадки раздельного сбора в центре и провести информационную кампанию. В долгосрочной перспективе для снижения нагрузки на полигон (в Ростове он один, и его ресурс не бесконечен) нужно строить мусороперерабатывающий завод или комплекс. Это дорого, но можно искать государственно-частное партнёрство или федеральное финансирование (нацпроект «Экология»). Также город может поддерживать раздельный сбор отходов на мероприятиях – например, на крупных фестивалях ставить отдельные контейнеры и вовлекать волонтёров. Это постепенно приучает население.

Инфраструктура «умных» сетей.
Новые технологии проникают и в инженерку: «умные» энергосети (Smart Grid) могут, например, автоматически переключать питание при авариях, мониторить качество электроэнергии и лучше интегрировать те же солнечные панели. В России этому только предстоит развиваться, но можно заложить фундамент – все новые подстанции оборудовать дистанционным управлением. Ещё пример – установка датчиков уровня наполнения канализационных колодцев, чтобы предотвращать переливы; либо датчиков контроля газа в котельных – ради безопасности. Все эти точки должны сходиться в единую диспетчерскую (совместно с «умным городом»).

Резюме для Ростова: Хотя модернизация инфраструктуры менее заметна глазу, чем парки или фасады, она критически важна. Без неё ни транспорт, ни комфорт не будут работать. Поэтому город должен запланировать долгосрочные инвестиции в сети. Мировой опыт (например, Копенгаген поставил цель к 2025 стать первым углеродно-нейтральным городом, вкладываясь в ветряки, теплофикацию и велодорожки) показывает, что устойчивые инфраструктурные решения окупаются экономически и делают город лидером. Ростову не обязательно сразу ставить сверхцели, но ориентиры могут быть такими: сократить потери воды на 20% за 5 лет, достичь 100% LED-освещения, перерабатывать не менее 50% отходов к 2030 году. Это измеримые показатели, по которым можно отслеживать прогресс.

8. Варианты финансирования и реалистичный бюджет
Внедрение современных практик требует инвестиций, поэтому важно оценить бюджетные возможности и найти альтернативные источники финансирования. Ростов-на-Дону – город с приличным собственным бюджетом, но не безграничным. Привлечение внебюджетных средств – ключ к реализации масштабных проектов. Возможные источники и инструменты:


Источник финансирования

Примеры и программы

Возможности для Ростова-на-Дону

Федеральные программы и нацпроекты

Нацпроект «Жильё и городская среда» – за 2017–2024 гг. на Дону благоустроено ~870 общественных пространств . Нацпроект «Безопасные качественные дороги» – финансирование на обновление транспорта, дорог. ФЦП по развитию туризма, программа «Доступная среда».

Ежегодно подавать заявки на софинансирование от нацпроектов (парки, дороги, дворы). Включать объекты Ростова в федеральные целевые программы. Например, добиться статуса пилотного города Минстроя по проекту «Умный город» – это даст доступ к субсидиям на ИТ-решения.

Бюджет Ростовской области

Региональные программы благоустройства, экологии. Возможна поддержка крупных проектов – напр., строительство мостов.

Совместно с областью финансировать дорогие проекты: метро/трамвай (область уже участвует концессией), крупные развязки, очистные. Лоббировать создание отдельной областной программы развития Ростовской агломерации.

Муниципально-частное партнёрство (ГЧП)

Концессии и договоры ГЧП: пример – концессия со «Синарой» на скоростной трамвай ; концессия с инвестором на уличное освещение (инвестор устанавливает LED и окупается за счёт экономии энергии).

Выявлять проекты, интересные бизнесу: транспорт, ЖКХ. Предлагать концессии на модернизацию тепловых сетей, строительство парковок (частник строит паркинг – управляет им 20 лет). Использовать механизмы инфраструктурных облигаций под гарантии города.

Частные инвестиции и девелоперы

Крупный бизнес нередко инвестирует в социальные объекты: Газпром профинансировал 400 млн руб. на ростовскую набережную . Застройщики по соглашениям благоустраивают прилегающие территории, скверы.

Активнее привлекать компаний в формат CSR (корпоративной социальной ответственности): предлагать им вложиться в парки/спортплощадки в обмен на именной статус (например, «сквер компании N»). Обязывать застройщиков по договорам КРТ (комплексного развития территорий) создавать социальную инфраструктуру – садики, скверы, дороги – за свой счёт.

Международные гранты и организации

ЕБРР, Всемирный банк – кредиты на инфрастркутуру (водоканал, транспорт). Программа ЕС «Horizon Europe» – гранты на инновации (для универа или ИТ-стартапов города). ООН Хабитат – экспертная и небольшой грант на пилотные проекты «умного города».

Несмотря на сложную внешнюю конъюнктуру, можно искать гранты по линии двусторонних культурных обменов (например, с городами-побратимами). Также развивать сотрудничество с международными институтами в рамках технической помощи – пригласить экспертов бесплатно разработать концепцию (как было с проектом обновления Темерника при поддержке Всемирного банка). В сфере экологии – пробовать получить гранты Глобального экологического фонда на озеленение или климатическую адаптацию.

Средства населения (инициативное бюджетирование)

Практика, когда жители сами собирают часть суммы на объект (например, инициативно устанавливают детскую площадку), а бюджет докладывает остальное. Уже работает в ряде регионов. Кроудфандинг на городские проекты.

Вовлекать жителей через проекты инициативного бюджетирования – объявлять конкурс идей, которые люди готовы поддержать рублём. Это повышает ответственность и бережное отношение потом. Например, жители собирают 5% стоимости нового сквера, город даёт 95%. Также использовать механизмы самообложения – на конкретные нужды квартала.


Из таблицы видно, что сочетание различных источников даст наибольший эффект. Реалистичный бюджет предполагает расстановку приоритетов. Вероятно, не получится сразу реализовать всё – надо выбирать проекты с максимальной отдачей при умеренных затратах: например, вместо строительства метро (сотни млрд руб.) – запустить трамвай по концессии (~20–30 млрд руб., причем большая часть от инвестора). Вместо создания нового огромного парка – сначала реконструировать несколько средних скверов в разных районах (что дешевле и сразу заметно жителям). Поэтапность – ключ к реализации: расписать план на 5–10 лет, какие проекты в первую очередь. Первые этапы – те, что требуют меньше вложений: организационные (дизайн-код – недорого разработать правила), «умные» решения (многие окупаются за счёт экономии, их можно внедрять контрактами жизненного цикла). Более дорогие – транспортные узлы, большую парковую зону – планировать на последующие годы, накопив средства или найдя партнёров.

Ещё один инструмент – проектное управление и контроль эффективности. Стоит внедрить практику, когда под каждую большую инициативу (например, «Развитие велоинфраструктуры 2024–2025») назначается ответственный, KPI и прозрачный бюджет. Тогда легче привлекать средства и отчитываться перед депутатами и жителями, на что пошли деньги и каких успехов удалось достичь.

Выводы и рекомендации
Ростов-на-Дону, обладая богатой историей, выгодным географическим положением и динамично развивающейся экономикой, имеет все предпосылки стать образцом современного устойчивого города. Рассмотренные в отчёте практики – не абстрактные идеи, а конкретные решения, уже успешно реализованные в других городах. Их адаптация под ростовские условия позволит:
• Улучшить качество жизни горожан: меньше времени в пробках благодаря эффективному транспорту, чище воздух из-за зелени и электробусов, удобные и красивые общественные пространства для отдыха, доступная среда для всех без исключения.
• Способствовать устойчивому развитию: снизить экологическую нагрузку (экономия воды и энергии, управление отходами), повысить климатическую устойчивость (подготовиться к жаре и ливням через зелёную инфраструктуру), рационально использовать городской бюджет (за счёт «умных» технологий и ГЧП).
• Повысить туристическую и инвестиционную привлекательность: бренд Ростова как современного комфортного города на Дону привлечёт больше туристов, в том числе из-за рубежа, а наличие качественной инфраструктуры и культурной среды привлечёт инвесторов и талантливых специалистов.
Однако успешность внедрения зависит от последовательности и продуманности действий. Рекомендуется следующая поэтапная стратегия:
  1. Организационный старт: Создать при администрации междисциплинарный штаб или проектный офис по реализации стратегических городских проектов. В него включить архитекторов, транспортников, экологов, ИТ-специалистов, представителей бизнеса и общественности. Этот орган будет координировать различные направления – чтобы, например, планы по трамваю увязывались с планами по дорогам и застройке.
  2. Разработка концепций и правил: В первые 1–2 года подготовить ключевые документы – Генплан с учётом принципов устойчивого развития, дизайн-код города, стратегию «Умный Ростов 2030», план комплексного развития транспортной системы, программу озеленения. Привлечь экспертов (возможно, через конкурс или грант). Провести общественные обсуждения, чтобы заручиться поддержкой жителей.
  3. Быстрые победы (Quick Wins): Параллельно начать небольшие проекты, которые дадут ощутимый результат и продемонстрируют горожанам курс на улучшение. Например: обустроить пилотный веломаршрут от центра до парка, сделать одну небольшую улицу полностью пешеходной в выходные, посадить рощу новых деревьев в каком-нибудь районе, запустить приложение с расписанием транспорта. Эти успехи создадут положительный фон.
  4. Приоритетное финансирование «узких мест»: Выделить по максимуму средства (в том числе привлечённые) на решение самых болезненных проблем. Для Ростова это, вероятно, дорожные заторы и состояние дорог – значит, приоритезировать инвестпроекты в транспорт (трамвай, развязки, ИТС). Также изношенность сетей – начать с тех участков, где часто аварии. Такой подход покажет жителям, что власти решают насущные проблемы.
  5. Масштабные проекты и партнёры: Далее, приступать к реализациям крупных проектов – реконструкции набережной, созданию новых парков, строительству транспортно-пересадочных узлов. На этом этапе (3–5 год) уже должны быть найдены партнёры: инвесторы, федеральные деньги. Важно соблюдать сроки и информировать общественность о ходе работ, чтобы поддерживать доверие.
  6. Мониторинг и корректировка: Ежегодно измерять индикаторы – качество воздуха, среднюю скорость движения, удовлетворённость жителей средой (через опросы), турпоток, инвестиции. По результатам – корректировать программы. Например, если видим рост пользования велосипедами – ускорять строительство велосетей; если где-то проект не дал эффекта – разбираться и искать другое решение.
  7. Продвижение имиджа: Параллельно, как проекты реализуются, активно продвигать новые достижения Ростова. Писать в соцсетях о новых парках, приглашать блогеров, участвовать в конкурсах (например, на самый благоустроенный город). Это усилит гордость жителей и привлечёт гостей.
Главный вывод:
В итоге к 2030 году Ростов-на-Дону может выйти на новый уровень. Он сохранит свой самобытный южный характер, историческое наследие – но в обновлённой обёртке: с удобным общественным транспортом, чистыми улицами, зелёными бульварами, умными технологиями, оживлёнными набережными. Город станет примером того, как можно эффективно сочетать традиции и инновации. Такое развитие соответствует целям устойчивости ООН и национальным целям РФ, а главное – ожиданиям самих ростовчан, которые хотят видеть свой город комфортным, безопасным и процветающим.
Ростов-на-Дону уже носит неофициальный титул «ворота Кавказа»; реализовав эти практики, он вполне сможет претендовать на звание одного из наиболее прогрессивных и привлекательных городов России.

Источники:
  1. Каршеринг Delimobil запущен в Ростове-на-Дону (новость, 2019) – «В конце сентября Delimobil запустит каршеринг в Ростове – первоначально 50 автомобилей; ёмкость рынка оценивается до 2000 авто; эксперты считают, что в перспективе каршеринг снизит нагрузку на улично-дорожную сеть» .
  2. Подписано соглашение о создании в Ростове-на-Дону высокоскоростного трамвая (2021) – «В конце 2021 г. правительство Ростовской обл. и компания “Синара” заключили концессию на строительство скоростного трамвая в Ростове; этим решением поставлена точка в давней идее метро в пользу трамвая» .
  3. Куритиба (Бразилия) – пионер устойчивого транспорта – «Куритиба международно известна как один из самых устойчивых и хорошо спланированных городов мира; её модель BRT (скоростного автобуса) воспроизведена более чем в 150 городах; наряду с BRT, в планировании Куритиба внедрила принцип Transit-Oriented Development (развитие вдоль транспортных коридоров) и пешеходные зоны в центре» .
  4. Хельсинки – лидер в рейтинге мобильности – «Хельсинки возглавил рейтинг самых подготовленных к будущему городов по транспорту (Urban Mobility Readiness Index) благодаря большим инвестициям в инфраструктуру, надёжной сети общественного транспорта, низкоэмиссионным зонам и развитым велодорожкам; город целится к 2030г. перевести все авто на электротягу, устанавливая сотни зарядных станций при поддержке правительства» .
  5. Транспортные ИТС в городах России – «В Москве функционирует система “Магистраль”, автоматически корректирующая маршруты общественного транспорта в реальном времени, сокращая задержки на 15–20%; также в столице внедрены “умные” светофоры на базе ИИ, уменьшающие пробки на 25–30%. В Казани реализована система умных счётчиков электроэнергии (экономия 10–15%), видеоаналитика для безопасности; в Иннополисе тестируются беспилотные автобусы и цифровой двойник города для прогнозирования нагрузок» .
  6. Чхонгечхон (Сеул) – трансформация автострады в парк – «Проект восстановления ручья Чхонгечхон в центре Сеула: 6-километровый поток был освобождён из-под демонтированного шоссе (которое ранее пропускало 168 тыс. авто/день). Превращение этой территории в линейный парк с водой стало ярким примером возвращения города к человеку: получено популярное место отдыха с фестивалями (напр., Фестиваль фонарей), улучшающее микроклимат (прохлада, снижение загрязнения) и служащее естественным дренажом во время муссонов» .
  7. Данные о стоимости проекта Чхонгечхон – «Проект был реализован в сжатые сроки – за 27 месяцев, стоимость составила 386 млрд вон (около £220 млн)» .
  8. «Город-сад» Сингапур – «Сингапур, известный как “город-сад”, к 2023 г. обзавёлся свыше 100 га озеленённых крыш и вертикальных садов, что заметно снижает эффект теплового острова и улучшает качество воздуха» . «В Сингапуре создана сеть Park Connector Network – свыше 360 км зелёных маршрутов, связывающих парки, сады и жилые районы, позволяя жителям гулять и ездить на велосипеде по всему городу через природные зоны» .
  9. Реализация нацпроекта «Городская среда» на Дону – «В рамках нацпроекта “Жильё и городская среда” в Ростовской области благоустроено более 870 общественных пространств за 5 лет: новые парки, скверы, площади и т.д.» .
  10. Barcelona Smart City – оптимизация ресурсов – «Барселона благодаря интеграции IoT-сенсоров добилась существенных результатов: ~20 000 умных счётчиков для полива парков дали экономию воды на 25% (≈$555 тыс. в год), внедрение датчиков заполнения мусорных контейнеров и умных парковок снизило лишние рейсы мусоровозов и трафик, а платформа Sentilo объединяет 18 000 датчиков, контролируя погоду, энергопотребление, качество воздуха и др. – всё это привело к экономии средств, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни» .
  11. «Умные города» в России – «Согласно индексу “IQ городов” лидерами цифровизации в РФ стали Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск (по итогам 2023) . По мнению россиян, самыми “умными” городами являются Москва, Петербург, Казань – именно там активнее всего внедряются AI-светофоры, цифровые сервисы, телемедицина и пр. Например, в Москве единая Wi-Fi сеть на транспорте, в Казани – цифровой двойник города на 53% инфраструктуры оцифрован» .
  12. Московский дизайн-код – «Самым удачным примером дизайн-кода можно назвать московский кейс – ни в одном другом городе РФ не произошло столько преображений улиц благодаря введению единых правил оформления» .
  13. Правила вывесок в Зальцбурге – «В историческом центре Зальцбурга запрещены современные вывески – вместо них используются изящные кованые вывески и кронштейны из металла, соответствующие старинной архитектуре; светящиеся вывески крайне редки. Это продиктовано желанием сохранить исторический облик города» .
  14. LED-освещение Лос-Анджелеса – «Лос-Анджелес модернизировал более 165 000 уличных фонарей, переведя их на LED с системой смарт-управления – достигнута экономия ~63% электроэнергии, что составляет $8,7 млн в год, и снижение выбросов CO₂ на ~47,5 тыс. тонн ежегодно» .
  15. Доступность: города-лидеры – «Санкт-Петербург и Казань – туристические города, максимально приблизившиеся к эталону доступности, отвечают множеству требований для людей с инвалидностью» .
  16. Пример Бреды (Нидерланды) – «Город Бреда (Нидерланды) – победитель Access City Award 2019 за безбарьерную среду. Там для незрячих туристов создана эффективная навигация и информация, маломобильные путешественники могут комфортно пользоваться общ. транспортом благодаря пандусам, низкопольным автобусам и спец. мобильному приложению; водители автобусов прошли специальный тренинг по пониманию нужд инвалидов. Город проверил 800 магазинов и баров на доступность и улучшил её, напомнив владельцам учитывать нужды всех посетителей» .
  17. Инвестиции бизнеса: пример Газпрома – «После Дня города в Ростове-на-Дону решили реконструировать набережную на деньги “Газпрома” – планируется потратить 400 млн руб.» .
  18. Успехи благоустройства на Дону – «С 2017 по 2022 гг. в Ростовской области благоустроено более 870 дворовых и общественных территорий» , «Более 1,5 млн жителей приняли участие в голосованиях за выбор общественных пространств для обновления» .
  19. Barcelona Superblocks – «Проект “Супериллы” в Барселоне – новая структура городской планировки, перераспределяющая общественное пространство от машин к людям. Ограничив транзит на большинстве улиц внутри суперблока, город получил новые пространства для отдыха, уменьшил шум и загрязнение. В пилотном суперблоке Poblenou общественное пространство для пешеходов увеличилось на 13 350 м²» .
  20. Sponge City (Китай) – «Концепция “губчатого города” официально продвигается в Китае с 2014 г. для борьбы с наводнениями: городские территории проектируются так, чтобы удерживать, очищать и повторно использовать дождевую воду. Это достигается расширением зелёных зон, снижением доли непроницаемых поверхностей. Исследования показывают, что такая инфраструктура обеспечивает защиту от ливней с периодом повторяемости 1 раз в 30 лет».Каршеринг Delimobil запущен в Ростове-на-Дону (новость, 2019) – «В конце сентября Delimobil запустит каршеринг в Ростове – первоначально 50 автомобилей; ёмкость рынка оценивается до 2000 авто; эксперты считают, что в перспективе каршеринг снизит нагрузку на улично-дорожную сеть» .
  21. Подписано соглашение о создании в Ростове-на-Дону высокоскоростного трамвая (2021) – «В конце 2021 г. правительство Ростовской обл. и компания “Синара” заключили концессию на строительство скоростного трамвая в Ростове; этим решением поставлена точка в давней идее метро в пользу трамвая» .
  22. Куритиба (Бразилия) – пионер устойчивого транспорта – «Куритиба международно известна как один из самых устойчивых и хорошо спланированных городов мира; её модель BRT (скоростного автобуса) воспроизведена более чем в 150 городах; наряду с BRT, в планировании Куритиба внедрила принцип Transit-Oriented Development (развитие вдоль транспортных коридоров) и пешеходные зоны в центре» .
  23. Хельсинки – лидер в рейтинге мобильности – «Хельсинки возглавил рейтинг самых подготовленных к будущему городов по транспорту (Urban Mobility Readiness Index) благодаря большим инвестициям в инфраструктуру, надёжной сети общественного транспорта, низкоэмиссионным зонам и развитым велодорожкам; город целится к 2030 г. перевести все авто на электротягу, устанавливая сотни зарядных станций при поддержке правительства» .
  24. Транспортные ИТС в городах России – «В Москве функционирует система “Магистраль”, автоматически корректирующая маршруты общественного транспорта в реальном времени, сокращая задержки на 15–20%; также в столице внедрены “умные” светофоры на базе ИИ, уменьшающие пробки на 25–30%. В Казани реализована система умных счётчиков электроэнергии (экономия 10–15%), видеоаналитика для безопасности; в Иннополисе тестируются беспилотные автобусы и цифровой двойник города для прогнозирования нагрузок» .
  25. Чхонгечхон (Сеул) – трансформация автострады в парк – «Проект восстановления ручья Чхонгечхон в центре Сеула: 6-километровый поток был освобождён из-под демонтированного шоссе (которое ранее пропускало 168 тыс. авто/день). Превращение этой территории в линейный парк с водой стало ярким примером возвращения города к человеку: получено популярное место отдыха с фестивалями (напр., Фестиваль фонарей), улучшающее микроклимат (прохлада, снижение загрязнения) и служащее естественным дренажом во время муссонов» .
  26. Данные о стоимости проекта Чхонгечхон – «Проект был реализован в сжатые сроки – за 27 месяцев, стоимость составила 386 млрд вон (около £220 млн)» .
  27. «Город-сад» Сингапур – «Сингапур, известный как “город-сад”, к 2023 г. обзавёлся свыше 100 га озеленённых крыш и вертикальных садов, что заметно снижает эффект теплового острова и улучшает качество воздуха» . «В Сингапуре создана сеть Park Connector Network – свыше 360 км зелёных маршрутов, связывающих парки, сады и жилые районы, позволяя жителям гулять и ездить на велосипеде по всему городу через природные зоны» .
  28. Реализация нацпроекта «Городская среда» на Дону – «В рамках нацпроекта “Жильё и городская среда” в Ростовской области благоустроено более 870 общественных пространств за 5 лет: новые парки, скверы, площади и т.д.» .
  29. Barcelona Smart City – оптимизация ресурсов – «Барселона благодаря интеграции IoT-сенсоров добилась существенных результатов: ~20 000 умных счётчиков для полива парков дали экономию воды на 25% (≈$555 тыс. в год), внедрение датчиков заполнения мусорных контейнеров и умных парковок снизило лишние рейсы мусоровозов и трафик, а платформа Sentilo объединяет 18 000 датчиков, контролируя погоду, энергопотребление, качество воздуха и др. – всё это привело к экономии средств, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни» .
  30. «Умные города» в России – «Согласно индексу “IQ городов” лидерами цифровизации в РФ стали Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск (по итогам 2023) . По мнению россиян, самыми “умными” городами являются Москва, Петербург, Казань – именно там активнее всего внедряются AI-светофоры, цифровые сервисы, телемедицина и пр. Например, в Москве единая Wi-Fi сеть на транспорте, в Казани – цифровой двойник города на 53% инфраструктуры оцифрован» .
  31. Московский дизайн-код – «Самым удачным примером дизайн-кода можно назвать московский кейс – ни в одном другом городе РФ не произошло столько преображений улиц благодаря введению единых правил оформления» .
  32. Правила вывесок в Зальцбурге – «В историческом центре Зальцбурга запрещены современные вывески – вместо них используются изящные кованые вывески и кронштейны из металла, соответствующие старинной архитектуре; светящиеся вывески крайне редки. Это продиктовано желанием сохранить исторический облик города» .
  33. LED-освещение Лос-Анджелеса – «Лос-Анджелес модернизировал более 165 000 уличных фонарей, переведя их на LED с системой смарт-управления – достигнута экономия ~63% электроэнергии, что составляет $8,7 млн в год, и снижение выбросов CO₂ на ~47,5 тыс. тонн ежегодно» .
  34. Доступность: города-лидеры – «Санкт-Петербург и Казань – туристические города, максимально приблизившиеся к эталону доступности, отвечают множеству требований для людей с инвалидностью» .
  35. Пример Бреды (Нидерланды) – «Город Бреда (Нидерланды) – победитель Access City Award 2019 за безбарьерную среду. Там для незрячих туристов создана эффективная навигация и информация, маломобильные путешественники могут комфортно пользоваться общ. транспортом благодаря пандусам, низкопольным автобусам и спец. мобильному приложению; водители автобусов прошли специальный тренинг по пониманию нужд инвалидов. Город проверил 800 магазинов и баров на доступность и улучшил её, напомнив владельцам учитывать нужды всех посетителей» .
  36. Инвестиции бизнеса: пример Газпрома – «После Дня города в Ростове-на-Дону решили реконструировать набережную на деньги “Газпрома” – планируется потратить 400 млн руб.» .
  37. Успехи благоустройства на Дону – «С 2017 по 2022 гг. в Ростовской области благоустроено более 870 дворовых и общественных территорий» , «Более 1,5 млн жителей приняли участие в голосованиях за выбор общественных пространств для обновления» .
  38. Barcelona Superblocks – «Проект “Супериллы” в Барселоне – новая структура городской планировки, перераспределяющая общественное пространство от машин к людям. Ограничив транзит на большинстве улиц внутри суперблока, город получил новые пространства для отдыха, уменьшил шум и загрязнение. В пилотном суперблоке Poblenou общественное пространство для пешеходов увеличилось на 13 350 м²» .
  39. Sponge City (Китай) – «Концепция “губчатого города” официально продвигается в Китае с 2014 г. для борьбы с наводнениями: городские территории проектируются так, чтобы удерживать, очищать и повторно использовать дождевую воду. Это достигается расширением зелёных зон, снижением доли непроницаемых поверхностей. Исследования показывают, что такая инфраструктура обеспечивает защиту от ливней с периодом повторяемости 1 раз в 30 лет» .

Заказать исследование вашей аудитории и рынка